Сегодня днем
состоялись недолгие слушания кандидата на должность нового главы ФБР Кристофера Врэя в юридическом комитете Сената. Напомню, что
Врэя как следующего директора ФБР в начале июня выбрал Дональд Трамп. Врэй до недавнего времени работал на руководящей должности в юридической фирме King & Spalding в Вашингтоне, которая имеет долгий опыт помощи политиками от Республиканцев. В прошлом он занимал пост заместителя генпрокурора и руководил уголовным подразделением Департамента Юстиции в период президентства Буша-младшего — с 2003 по 2005 годы. Тогда Врэй прославился тем, что под его контролем проходили расследования мошенничества среди топ-менеджеров крупных корпораций. Например,
именно Врэю было поручено заниматься расследованием в отношении руководства печально известной нефтяной корпорации Enron из Техаса, которая в течение многих лет подделывала свою финансовую отчетность и обманывала акционеров.
В целом, кандидатура Врэя вызвала симпатии у законодателей от обеих партий, что нечасто встретишь в современной политической реальности Вашингтона. Стоит отметить, что
Врэя представлял перед членами юридического комитета бывший сенатор Сэм Нунн — Демократ и давний приятель юриста. Тем не менее, в ходе слушаний Врэй всё же получил свою порцию острых вопросов. Кратко некоторые наиболее интересные моменты:
• Сенатор-Демократ от Калифорнии Диана Фейнштейн спросила Врэя,
будет ли он сохранять лояльность стране или фигуре президента и что он сделает, если Трамп потребует от него лояльности. На вторую часть вопроса Врэй отвечать не стал, но сказал, что он, безусловно, всегда будет лоялен Конституции и независим от политического руководства Америки.
• Известный неоконсервативный сенатор Линдси Грэм от Южной Каролины спросил Врэя о том, как тот относится к скандалу с Трампом-младшим.
Врэй поначалу попытался не комментировать ситуацию, однако затем заметил, что любые попытки других стран повлиять на президентские выборы в США — это дело серьезное и должно находиться под расследованием ФБР.• Грэм также спросил Врэя об его отношении к России: считает ли он её другом или врагом Америки.
Врэй отметил, что Россия — это та страна, с которой нужно вести дела очень осторожно.• В какой-то момент зашел разговор о действиях бывшего директора ФБР Джеймса Коми в отношении расследования частного почтового сервера Клинтон.
Врэй сказал, что он не считает, что Клинтон должна была избежать надлежащего расследования за неаккуратное обращение с секретной информацией: это заставило поморщиться многих Демократов среди членов юридического комитета. К тому же Врэй отметил, что он не понимает, зачем Коми нужно было созывать пресс-конференцию и на ней оглашать, что он не собирается проводить уголовного преследования Клинтон: ведь это точно выходит за должностные рамки главы ФБР.
• Демократы напомнили Врэю, что он занимал важный пост в Департаменте юстиции администрации Буша-младшего в годы, когда там активно обсуждался вопрос о легальных основаниях для использования “пыток водой” в отношении террористов.
Врэй сказал, что, по его мнению, любые пытки — это неправильно, нелегально и просто неэффективно как метод допроса.• Под самый конец некоторые сенаторы поинтересовались тем, как Трампу удалось мотивировать Врэя принять должность директора ФБР. Ведь до этого он занимал вполне себе комфортную позицию ведущего юриста крупной частной фирмы, заработав лишь в прошлом году $9.2 млн на своем посту. А теперь ему придется переместиться в госсектор, где он будет получать только $200 тыс. в год, да еще и на очень ответственной и тяжелой работе, постоянно находясь под пристальным вниманием политиков и журналистов.
Врэй отметил, что подходил к этому вопросу как патриот: он посчитал для себя честью шанс взяться за работу над восстановлением имиджа ФБР как независимой организации, который в последние годы был изрядно попорчен предыдущим руководством.По итогам слушаний большинство сенаторов-членов юридического комитета поддержало кандидатуру Врэя. Голосование по утверждению нового директора ФБР среди всех сенаторов должно состояться в ближайшие дни.