У Джона Маккейна, 80-летнего сенатора от Аризоны и, пожалуй, самого известного неоконсервативный “ястреба” в Конгрессе,
на днях была диагностирована агрессивная форма рака мозга. Неделю назад он проходил лечение по удалению сгустка крови над левым ухом в больнице в Фениксе, и
во время операции врачи обнаружили у него злокачественную опухоль, известную как глиобластома. Семья Маккейна сообщила о диагнозе только сейчас. Несмотря на то, что врачи оценивают его текущее состояние как положительное,
прогноз на выздоровление остается неблагоприятным. Маккейн в скором времени пройдет процедуры химиотерапии, однако его преклонный возраст сильно уменьшает шансы на поправление. В целом,
средняя продолжительность жизни американцев, страдающих от глиобластомы, составляет 14 месяцев. Маккейн уже не первый известный политик, у которого был обнаружен подобного рода рак мозга — в 2008 году глиобластома была диагностирована у сенатора Теда Кеннеди от Массачусетса. Он смог протянуть 18 месяцев, скончавшись в августе 2009.
Семья Маккейнов получила слова соболезнования с самых разных партийных флангов:
Обама призвал Маккейна бороться до конца, а президент Трамп пообещал молиться за здоровье сенатора. Однако теперь встает важный вопрос: что станет с политической карьерой Маккейна.
В ноябре 2016 года он без особых усилий переизбрался на свой уже шестой сенаторский срок, который продлится 6 лет вплоть до конца 2022 года. Вполне вероятно, что
до того времени он уже не доживет. Маккейн может в любой момент уйти в отставку со своего поста, тогда
в Аризоне будут назначены досрочные выборы. Однако, скажем, Кеннеди даже после госпитализации весной 2009 года оставался в должности сенатора, хотя к тому времени он уже перестал посещать заседания и физически не мог голосовать.
Маккейн пользуется уважением политиков от обеих партий в связи со своим военным прошлым и долгим опытом работы в Вашингтоне. Тем не менее, большинство консервативных активистов и комментаторов вздохнут с облегчением, когда он покинет свой пост.
Для консервативной общественности Маккейн уже давно олицетворяет собой один из худших примеров RINO: “Republican in Name Only”, “Республиканца только по названию” — излишне либерального члена GOP. За свою политическую карьеру Маккейн поддерживал очень много разных либеральных начинаний, пытаясь изобразить из себя прагматичного центриста, способного найти диалог с оппонентами. Он выступал против налоговых сокращений Буша-младшего в 2001 и 2003 годах, поддерживал разработанный Демократами федеральный закон о запрете использования полуавтоматического оружия во всех штатах (тот провалился во время голосования в 2004), продвигал амнистию нелегальным иммигрантам в 2013 году и т.д. Ничего из этого не вызывает симпатий у консервативного электората.
В своей родной Аризоне анти-рейтинг Маккейна, судя по некоторым опросам, превышает 55%. Однако ему всё же удавалось побеждать на праймериз и выборах, пользуясь хорошей узнаваемостью и почти безлимитным доступом к партийным средствам Республиканцев.
После его ухода за место сенатора от Аризоны начнется серьезная борьба, но
уже сейчас можно назвать одного из главных фаворитов на пост “преемника” Маккейна. Скорее всего
новым сенатором от Аризоны может стать Келли Ворд — успешный врач, законодатель в Конгрессе штата и кандидат, бросивший вызов Маккейну на последних выборах.
Ворд смогла заручиться поддержкой многих консервативных организаций по всей Америке и пыталась сплотить остатки Чайной Партии в Аризоне, чтобы не допустить победы Маккейна. Впрочем, ей в итоге не удалось выиграть на праймериз прошлым летом, хотя она получила почти 40% голосов. Но после ухода Маккейна шансы на её возможную победу на сенатских выборах вырастут многократно.
Не стоит забывать и того, что
Маккейн на данный момент возглавляет комитет Сената по вооруженным силам. В его отсутствие новым председателем этого комитета вполне может стать сенатор от Оклахомы Джим Инхоф или молодой сенатор от Арканзаса и восходящая консервативная звезда Том Коттон.
Без Маккейна сильно пошатнутся позиции неоконсерваторов в Сенате. После окончания его политической карьеры к их ярким представителям можно будет отнести только Линдси Грэма и Марко Рубио. Впрочем,
оба этих сенатора являются далеко не такими влиятельными политиками, как Маккейн. В любом случае, не стоит ждать ухода Маккейна как минимум до конца 2017 года — а возможно, ему удастся дотянуть и до следующих промежуточных выборов в ноябре 2018.