Глубоко "отреставрированный", с навешенными крестиками и куполами, но уцелевший...
Цитата"25 января 2007 г., на Крещенской неделе, Владимиро-Суздальский музей-заповедник открывает новую экспозицию, связанную с этим праздником, – «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России )». Открытие экспозиции состоится в 15:00 в здании колокольни в Суздальском кремле.
Иорданская сень – уникальный памятник древнерусского искусства конца XVII в. Сооружения подобного типа были хорошо известны на Руси в XVI-XVII вв. Их создание было связано с давней традицией – устройства наверший или сеней над церковными престолами, молельными местами царей, патриархов и знати, царскими тронами.
19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, над прорубью, или «иорданью», устраивался особый декоративный навес, получивший название «иорданской сени». Обряд «освящения вод» на Руси был известен с древних времен. На реку совершали крестный ход, и священник трижды опускал крест в прорубь, вырубленную во льду в виде креста.
Вот что пишет в своих воспоминаниях замечательный краевед и старожил Суздаля Снегирев В.М.: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шел священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на иордань нес священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».
Создание суздальской Иорданской сени было связано с первым Суздальским митрополитом Иларионом. Так сообщается в «Житии преосвященного Илариона митрополита суздальского» об изготовлении, именно по его указанию, этого сооружения: «…содела же и хоругви великия и высокие образцом хитростным и удивительным о пяти главах со крестами позлащенными, именуется Иордань, - якобы наподобие церкви».
Иларион (в миру Иван Ананьев, 1631-1707 гг.) был первым Суздальским митрополитом с 1682 по 1707 гг. Он являлся духовником царя Федора Алексеевича, поддерживал предпринятое патриархом Никоном исправление церковных книг. В годы его служения на митрополичьей кафедре в Суздале произведена перестройка Рождественского собора, возведен величественный иконостас, завершено строительство Архиерейского дома с роскошной Крестовой палатой, в Суздальской епархии построено около семидесяти церквей. Иларион похоронен в Рождественском соборе Суздаля и является местночтимым святым (память 14/27 декабря)."
(я так понимаю,перестройка собора и якобы никоновское исправление книг случилось уже в 18 веке,при "Святом Синоде"..)
"Иорданская сень ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из сосновых бревен и обтесанных топором. Сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырех круглых резных столбах. Высота шатра – 8,5 метров. Навес окружен оградой с четырьмя воротами с килевидными арками. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки. На основных деталях шатра буквами обозначены стороны света.
Сень и ограда расписаны темперными красками, «травами»: орнаментом из сплетенных ветвей, листьев, цветов, растительных завитков. Росписи XVII в. не сохранились на кокошниках сени, в настоящее время они покрыты масляной живописью XIX в ., представляющей сюжеты: Господь Саваоф, Господь Вседержитель, Богоматерь «Знамение», Схождение ангела в купель.
Иорданская сень была реставрирована музейными реставраторами в 1969-1973 гг. и в 2005-2006 гг.
В настоящее время Иорданская сень - это единственный сохранившийся памятник подобного рода."
ссылкаЦитатаПамятник неоднократно ремонтировался и реставрировался. К переделкам XIX века относится вся верхняя часть сени с куполами и кокошниками. Живопись XVII века на столбах, балясинах и арках ограды поновлена и укреплена реставраторами Владимиро-Суздальскою музея-заповедника А. А. Осетровым и А. С. Тугблуковым в 1970 году.
ссылкаЯ так понимаю,что реставрировать музейный экспонат,поновляя масляную живопись XIXв можно,
а вот вскрывать ее нельзя. Не велено и строго запрещено.
Интересно изучать подобные штуки,рассматривая их сбоку,под углом..часто старые изображения под масляными "поновлениями" просто замечательно видны (проверено)