РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,127,432 25,838
 

  slavae ( Слушатель )
30 июл 2017 17:26:56

Предполётные контроллеры

новая дискуссия Дискуссия  89

Ставим духовку на режим «Апокалипсис»: обзор устройств для предполётного управления ядерным оружием перевод



Этой статьёй я хочу достичь трёх важных целей. Во-первых, вынести в эфир интернета легкодоступные фотографии оборудования, используемого с ядерным оружием (предполётные контроллеры), которые довольно трудно найти. Во-вторых, вкратце описать, что оно делает и как его используют, основываясь на основных источниках и разумных предположениях. И, наконец, реализовать свой эмоциональный отклик на предполётные контроллеры, как на материальные воплощения подготовки к ядерной войне.


Очень краткая история контроля над использованием ядерного оружия

Лучше всего я знаком с попытками контроля использования ядерного оружия (ЯО) в США, начинавшимися в конце 1950-х и начале 1960-х. Распространение американского оружия по всему миру, включая поставки членам НАТО, сильно повлияло на озабоченность гражданского населения его подчинением законам США и предотвращением несанкционированного использования оружия союзниками. В популярном анекдоте Гарольд Агню [американский физик, известный как научный наблюдатель атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а позднее третий директор Национальной лаборатории в Лос-Аламосе – прим. перев.], приезжает на аэродром и видит, как американские ядерные бомбы загружают на немецкие самолёты с немецкими пилотами, а рядом стоит одинокий часовой из США. Агню спрашивает часового, что тот сделает, если пилот попытается взлететь без авторизации. Часовой отвечает, что он подстрелит пилота, но Агню говорит, что вместо этого лучше подстрелить бомбу. 

Эти волнения и информация с мест заставили Джона Кеннеди в 1962 году выпустить Национальный меморандум по безопасности №160, согласно которому на всё оружие, находящееся на европейской территории, необходимо установить «запрещающие замки» (Permissive Action Link, PAL), которые в то время были как механическими, так и электромеханическими. К началу 1980-х примерно половина всего ЯО в США, размещённого в Европе, охранялась только при помощи механических кодовых замков. На сегодня все 180 единиц оружия в Европе оснащены PAL с кодовым переключателем, с кодом длиной от 6 до 12 цифр.


Встреча с бомбой

Предполётные контроллеры использовались (и используются) для настройки подачи оружия и для открытия замков PAL на земле. PAL – это кодовый переключатель, который после ввода правильного ключа включает основную схему оружия. У некоторых самолётов, например, у B2, есть возможность как открывать PAL, так и проводить все настройки взрывателя прямо из кабины в полёте. При помощи предполётного контроллера ЯО можно настроить на взрыв на определённой высоте, в определённое время и с определённым выходом.

Перефразируя несколько комментариев из Твиттера, и реплик людей, которых я водил по Национальному ядерному музею ядерной науки и истории (NMNSH), предполётные контроллеры ЯО больше подошли бы стиральной машине или духовке, чем ЯО.


Scientific American 200, № 4 (1959)

Для антрополога эти моменты беспокойства и странности, связанные с ЯО – очень интересные темы для продуктивного анализа. Оккультная и невразумительная информация о ЯО и о ядерных войнах открывает личному и культурному воображению обширное поле для построения собственных концепций по поводу того, как эти вещи могут выглядеть. У приземлённой реальности есть мало шансов поддержать наши представления по поводу ядерных бомб, порождаемые нами для самоуспокоения. С моей точки зрения, как и с точки зрения некоторых моих знакомых, апокалиптическая природа ЯО требует, чтобы процедуры и оборудование, предназначенные для его использования, были подходящим образом торжественными, сложными и внушительными. Но в реальности они не такие. По крайней мере, в США ЯО было разработано для безусловного и быстрого использования в случае санкционирования. И не зря предполётные контроллеры напоминают системы управления духовками и стиральными машинами. Они были созданы с такой же заботой о простоте и высокой скорости работы.


Stromberg-Carlson. “Талант к системам управления” Scientific American 202, no. 1 (1960)

Я бы сказал, что страх перед ЯО, это чувство дискомфорта и беспокойства, испытываемое некоторыми людьми при встрече с банальностью элементов управления ЯО, схоже с тем, что я встречал (и сам испытывал) в обсуждении процедур запуска ЯО в США. Секретность и непрозрачность сделали многое для распространения народных убеждений по поводу ограничений на использование оружия для президента США. Складывается ощущение, что у президента есть практически бесконтрольная возможность отдачи приказа на использование ЯО. Система управления и контроля за ЯО США, материализовавшимся метонимом которого и являются предполётные контроллеры, специально создавались так, чтобы они могли быстро среагировать на авторизованный приказ о запуске. По определению практически все приказы президента на запуск АО авторизованы.

А теперь – иллюстрирующий анекдот. В рамках класса «ядерный Нью-Мехико» в Университете Нью-Мехико осенью 2016 года я был в экспертной группе, собравшейся после публичного показа документального фильма "Управление и контроль" [Command and Control] (книга лучше). Обсуждение перешло к процедурам запуска ЯО в США. Один человек назвал моё описание «упрощённым» и утверждал, что я забыл учесть «проверки и противовесы» использования ЯО президентом, но при этом он отказался подробно рассказать о них. Лично мне довольно трудно, участвуя в спорах такого рода, не вспоминать психологический механизм, который Роберт Лифтон назвал «психическим онемением»: возникновение представлений и эмоциональных «мозолей», позволяющих нам игнорировать постоянно присутствующую возможность ядерного уничтожения мира.

Так или иначе, а следующая часть этой статьи будет развлекательной: там будут картинки и комментарии! Все изображения предполётных контроллеров и бомб– мои, за исключением имеющих специальные приписки. Наслаждайтесь.


Что такое предполётные контроллеры и для чего они нужны?

Предполётные контроллеры – это устройства, используемые наземной командой для настройки способа подачи и выходной мощности ЯО, а также для разблокировки оружия перед полётом. У некоторых бомбардировщиков все эти настройки можно сделать при помощи оборудования системы мониторинга и контроля воздушных судов (Aircraft Monitoring And Control, AMAC), расположенного в самолёте. Для других самолётов эти настройки нужно сделать на земле до полёта. На основе моего знакомства с рассекреченными документами и сторонними источниками, далее я привожу мои достаточно правдоподобные предположения о назначении всех этих ручек и кнопок.


Разобранная B61

Ядерная бомба B61 сегодня представлена в арсенале США в модификациях (модах) 3, 4, 10 (т.н. тактические версии), 7 (стратегическая) и 11 (проникающая). Сегодня программа по продлению срока службы B61 занимается преобразованием B61-4 в B61-12, у которой будут четыре варианта взрыва, от 0,3 кт до 50 кт. B61-12 избавится от парашюта в пользу направляющего хвостового устройства. Вероятно, что все остальные моды B61 и В83 после этого уйдут на пенсию. Здесь я обсуждаю предполётный контроллер для двух устаревших версий В61: модов 0 и 5. Начну с B61-5, ибо он более всего похож на всё ещё использующиеся контроллеры.


B61-5


Предполётный контроллер B61-5 в музее NMNSH

Честное слово, B61-5 похож на позорного родственника, о котором никто не вспоминает после его смерти. Я с трудом разыскивал основную информацию по поводу B61-5, кроме того, что у него есть настройка выхода бомбы, и что существовали планы по преобразованию его в B61 модов 6 и 8. На основе того, что я читал в рассекреченных документах, скажу, что новые моды B61 хотели делать, чтобы добавить дополнительные бомбы (1), дополнительные настройки выхода, особые миссии (7, 11), из-за нежелания армии разбирать боеголовки других систем (10) и для безопасности и обновления. Начнём описание контроллера с левого верхнего угла и пойдём против часовой стрелки.

TA, TB: 10-69
Неудивительно, что самолёты в полёте довольно чувствительны к последствиям ядерных взрывов, поэтому В61 была разработана так, чтобы доставку этого оружия мог осуществить и низколетящий самолёт. Переключатели TA/TB настраивают «время на покидание эпицентра для двух независимых самолётов», которое должно пройти перед тем, как взорвётся бомба – это даёт самолёту время на то, чтобы покинуть место взрыва. Диапазон промежутков – от 10 до 69 секунд, а команда выбирает ТА и ТВ при помощи оборудования в самолёте.

J2
Это отверстие для разрешающего запуск ключа. Я думаю, что ключ замыкает контур внутренних систем питания.

DELIVERY: FF or RE
Выбор между доставкой свободным падением и парашютом. Команда делает выбор при помощи AMAC-оборудования.

OPTION: A, B, C, D, E, F
У большинства модов В61 был выбор мощности выхода бомбы при помощи функции «настрой выход» (Dial-A-Yield, DAY). Вариантов выбора шесть, во всех открытых источниках упоминаются только четыре варианта выхода для любого мода. Как я понимаю, у проникающего оружия B61-11 был только один выход, 400 кт. В61-5 мог переключаться от 10 до 150 кт, что очень похоже на боеголовку W80.

DELAY: G, H, J
В случае парашютной доставки здесь выставлялась задержка между сбросом бомбы и выпуском парашюта. G = 0,3 с, H = 0,6 с и J = 1,6 с. Для взрыва после падения на землю (при помощи парашюта) здесь настраивается задержка между ударом о землю и детонацией. G и H – 30 секунд, J = 80 секунд. Если вы, что маловероятно, внезапно окажетесь поблизости от места, куда на парашюте спускается ядерная бомба, я советую вам очень быстро примириться с тем, что вы смертны.

COMMAND DISABLE SYSTEM: регулировки A, B, & C (0-9); T-образная ручка; регулировка с обозначениями N, CC, DI, & R

У США есть привычка разбрасывать ЯО по всему земному шару, после чего руководители стран волнуются по поводу того, что их враги, террористы или союзники получат доступ к оружию и используют его. В случае, если, допустим, ЯО США, хранящееся на базе Инджирлик в Турции будет грозить захват в случае переворота, то система запрета позволит вывести оружие из строя. После ввода трёхзначного кода поверните рукоятку на DI (disable) и вытяните Т-образную ручку. Термобатарея запустится и, вероятно, поджарит какую-нибудь важную часть схемы. После этого придётся возвращать оружие на завод по производству ядерного оружия "Пэнтекс" для починки. Или, вы можете просто достать плутоний и взять его себе – но это страшная головная боль и, вероятно, там может оказаться активная система защиты, наказывающая за проникновение через защитную мембрану (например, посредством взрыва). Рассекреченные документы умалчивают обо всём этом, но это не такая уж безумная возможность. Как и PAL, система запрета даст вам некоторое время, но это, вероятно, не 100% защита от проникновения. Лучше не выпускать ЯО из виду.

J1
Разъём для PAL. Сюда подключается кабель от наземного оборудования, по которому можно заблокировать, разблокировать, перекодировать и проверить статус бомбы. PAL – это, вероятно, закодированные переключатели, соединённые с критичными контурами. Без ввода правильного ключа оружие не сдетонирует. На некоторых самолётах установлено AMAC-оборудование, выполняющее функции PAL; на других оружие надо разблокировать на земле перед полётом.


B61-0



В случае с B61-0, первой бомбой B61, всё работает почти также, за исключением, как видно, отсутствии системы запрета управления. Не уверен, когда именно она стала стандартной частью B61.


B83



B83 – единственная мегатонная бомба (1,2 Мт) в США. У него, как у оружия полного расплавления (Full Fuzing Options, FUFO), как и у В61, настроек больше, чем напитков в казино. Рассмотрим панель сверху вниз и будем двигаться слева направо.

DELAY: G, H, J
Время после выпуска бомбы, через которое раскроется парашют, или же, для свободного падения – время после падения, через которое бомба рванёт.

FUNC: A, B, C, D, blank, blank
Вероятно, это селектор выхода, Dial-A-Yield. Максимальный выход В83 – 1,2 мегатонны, но других возможностей я не встречал. Интересно, что у контроллеров B61-0, -5 есть шесть таких настроек, а у В83 четыре, а две позиции – пустые.

DELIVERY: FF, R1, R2
Вариантов взрыва у В83 больше, чем вариантов пиццы у «Папа Джонс». FF – свободное падение, R – выпуск парашюта. Не уверен насчёт разницы между R1 и R2. Возможно, это выбор взрыва в воздухе или взрыва на земле, но это под вопросом из-за существования настройки CONT/HOB.

CONT/HOB: CL, PL, PH, CH
Полагаю, это варианты взрыва в воздухе, при контакте или доставки парашютом. Не знаю, что означают эти сокращения. H – возможно, высокий, а L – низкий? Также я не уверен, на какой высоте произойдёт взрыв, если выбрать такую опцию – возможно, это выбирает пилот при помощи AMAC. Выбор точной высоты имеет смысл, поскольку это позволяет максимизировать площадь покрытия в конкретных условиях.

TA, TB
Устанавливает минимальное время разделения с момента сброса бомбы и до момента взрыва. Безопасное время устанавливается переключателями вверх-вниз. Они идут от 00 до 99 (переключатели для десятков и единиц), но реальное время ожидания может и не дойти до 99 секунд. К примеру, на не производящихся уже В61-6 и 8 максимальное время можно выставить до 99, но реальное время не превышает 69 секунд.

J1
Разъём для подключения PAL для блокировки/разблокировки, проверки статуса, и т.п. На некоторых самолётах всё это можно сделать из кабины через AMAC. AMAC подключается в верхней части оружия. В музее В83 выставляется с контроллером T1563 PAL и питанием T1571B. На фото видно кабель, идущий от контроллера.



COMMAND DISABLE SYSTEM: A, B, C (0-9); T-образная рукоятка; ручка с “N,” “CC,” “DI,” и “R”

Установка нужного кода через A, B, C, поворот ручки до DI и вытаскивание Т-образной рукоятки запускает термобатарею в контроллере, которая делает оружие непригодным к использованию. Судя по рассекреченным документам, всё происходит внутри «защищённого объёма», и, вероятно, в самой ядерной подсистеме. Догадки на этот счёт идут от расплавления детонаторов до взрыва небольших зарядов, убивающих необходимые электросхемы.


Наземный контроллер управления WE177

WE177 – британская бомба, выпускавшаяся в трёх основных версиях с 1966 про 1998. По всей видимости, функциональный эквивалент американского предполётного контроллера. В Британии её назвали «наземный контрольный модуль» [Ground Control Unit, GCU]



GCU забавно сравнивать с контроллерами из США. Отсутствуют такие вещи, как система запрета или разъём для PAL. Контроль доступа физически осуществлялся при помощи замка, напоминавшего велосипедный. Начиная сверху слева, и по часовой стрелке:



“L”, “H”

WE177A была единственной версией бомбы с возможностью выбора выхода. L (видимо, Low) – 0,6 кт, а H – 10 кт. При выборе выходной мощности 0,5 кт бомбу использовали как глубинную. 

“AIRBURST/GROUND BACK-UP”: “LOW,” “HIGH”; “OUT,” “IN,” “OUT,” “IN”

Как и B61, WE177 можно было доставлять как на парашюте, так и свободным падением. Эта рукоятка позволяла выбрать возможность взрыва после падения на случай, если взрыв в воздухе не сработал.

ARMING TIME SEC., PRIMARY & ALTERNATIVE: 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50

Время до взрыва. По легенде, эти временные промежутки выбирала сама королева! Шучу, конечно, но у меня нет более логичного или правдоподобного объяснения такому выбору времени. Брайан Бёрнел описывает это время, как настройка задержки между сбросом оружия с самолёта и запуском радара. Это время нужно самолёту для того, чтобы покинуть место взрыва. Также эта настройка уменьшает вероятность глушения оружия противником.

CHUTE DELAY: A, B, C

Временная задержка между сбросом оружия и срабатыванием парашюта.

SEF: “Strike Enable Facility”

На последнем этапе введения в строй WE177 команда на земле вставляла нечто, сильно напоминающее ключ от велосипедного замка, в гнездо и поворачивала её. После этого оружие было готово к использованию. Никаких кодированных переключателей или двойных ключей.



TEST

Полагаю, что через этот порт можно было проверить статус оружия, питание и т.п.

Отредактировано: slavae - 30 июл 2017 17:28:29
  • +0.52 / 24
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!