Предыдущая статья.*****
На прошлой неделе в информационном пространстве царил «вспепропальческий» визг: «#Сименсуходит! #Турбиннебудет! #Мывсеумрем!» Практически все СМИ и большая часть блогосферы упражнялась в уничижении России: мол, и турбины мы без немцем никогда не сделаем, и вообще пора «лаптями щи хлебать» и идти «немцу на поклон»…
Однако, пытливый читатель «Сделаноунас» знает, что в последние несколько лет без шума в СМИ, без надрывов и праздничной штурмовщины в секторе энергетического машиностроения шли мощные процессы на основе разработанных правительством программ импортозамещения! Вот, то, что я собрал, бегло обежав свои записи последних нескольких месяцев:
1. Декабрь 2016.
«Сименс» впервые выпустил в России частотные преобразователи Sinamics S120.
в Санкт-Петербурге на предприятии «Сименс Электропривод» (СЭП) состоялась презентация первых частотных преобразователей Sinamics S120 под маркой «Сделано в России».
Производство высокотехнологической продукции налажено в рамках программы локализации электрических машин. Специально для начала серийного выпуска был осуществлён трансфер технологий с аналогичного завода в Нюрнберге (Германия) на предприятие СЭП в Санкт-Петербурге. Теперь предприятие приступает к процессу глубокой локализации.
http://sdelanounas.ru/blogs/86952/2. Январь 2017.
Газотурбинное оборудование ОДК установлено на новом магистральном газопроводе «Бованенково — Ухта-2».
Газотурбинные установки и газоперекачивающие агрегаты разработки и производства Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Ростех) составляют большую часть газотурбинного оборудования, используемого на запущенном на этой неделе магистральном газопроводе «Бованенково — Ухта-2».
На трассе нового газопровода используются разработанные и производимые предприятиями ОДК газотурбинные двигатели ПС-90ГП-2, ПС-90ГП-25 и НК-36СТ, которые соответственно служат механическими приводами газоперекачивающих агрегатов ГПА-16, ГПА-25 и ГПА-25БД, также производимых корпорацией.
http://sdelanounas.ru/blogs/89115/3. Февраль 2017.
Санкт-Петербургский «РЭП Холдинг» освоил выпуск очередного изделия по программе импортозамещения.
На производственной площадке «РЭП Холдинга» Невском заводе в рамках реализации программы импортозамещения изготовлен головной образец одной из ключевых деталей турбины низкого давления (ТНД). Новый продукт выпущен на основе лицензионного соглашения с компанией GE Nuovo Pignone, направленного на локализацию производства ГТУ Т32 (MS5502).
Изготовленная деталь представляет собой упорное кольцо направляющих лопаток 1-й ступени ТНД, через отверстия которого в турбину поступает охлаждающий воздух. Заготовка выполнена из жаропрочного сплава с большим содержанием никеля Inconel 718, который относится к группе труднообрабатываемых металлов. Обработка данного материала предъявляет высокие требования к мощности оборудования и жесткости системы «станок — приспособление — инструмент — деталь».
http://sdelanounas.ru/blogs/89923/4. Апрель 2017.
На НПО «Сатурн» изготовлены первые морские газотурбинные двигатели установочной партии.
Главный инженер ПАО «НПО «Сатурн» Михаил Касаткин.
«Два других инвестиционных проекта касаются развития российской базы морского газотурбостроения по программе импортозамещения — и этим все сказано. В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА — уникальное для России сооружение, предназначенное для проведения всех типов экспериментальных, предварительных, доводочных,сертификационных и приемочных (серийных) испытаний.
Также в 2017 году необходимо завершить технологическое перевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии мы уже сделали на существующем оборудовании…
В 2016 году, выполняя программу импортозамещения, производством компании было освоено три наименования морских двигателей. За этой фразой стоит огромный труд людей — конструкторов, технологов, производственников. Освоение новых изделий шло напряженно. Ходили по краю, но выдержали графики технологической подготовки производства по каждой детали этих двигателей. Работа выполнена в сжатые сроки, которые нам были выделены. Любая, даже незначительная, ошибка могла существенно повлиять на сроки выполнения работ, но благодаря опыту и высокой компетенции специалистов компании, ошибок у нас не было.»
http://sdelanounas.ru/blogs/89887/5. Апрель 2017
Ростех ввел в эксплуатацию первый в России сборочно-испытательный комплекс газотурбинных агрегатов (ГТА) для морских программ на базе рыбинского предприятия НПО «Сатурн», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. В рамках визита на предприятие, Владимир Путин дал старт испытаниям ГТА.
«Реализация программы импортозамещения, которая в большей или меньшей степени затронула все продуктовые направления ОДК, является серьезной задачей для нашего холдинга, – отметил генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов. – Выполняя комплекс работ по морской тематике, мы освоили новую важную компетенцию в части проведения всего комплекса испытаний судовых двигателей и агрегатов на их основе, которая обеспечит потребности Военно-морского флота России в корабельных силовых установках».
https://aftershock.news/?q=node/5137756. Май 2017
Газотурбинная энергетическая установка ГТД-110М успешно прошла первые два этапа испытаний.
Произведенная Объединенной двигателестроительной корпорацией (входит в Госкорпорацию Ростех) в рамках программы импортозамещения первая российская газотурбинная энергетическая установка мощностью свыше 110 МВт ГТД-110М успешно прошла первые два этапа испытаний. На второе полугодие 2017 года запланированы испытания с ресурсными рабочими лопатками 1 ступени турбины, затем длительные комплексные испытания, а на 2018 год — запуск в серийное производство. ГТД-110М мощностью более 110 МВт — одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт. Работа по проекту ГТД-110М ведется ООО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» — совместным предприятием, в которое входят ПАО «Интер РАО», АО «Роснано» и производитель турбины ПАО «НПО «Сатурн» (входит в ОДК, расположено в г. Рыбинск Ярославской обл.). Создание ГТД-110М является стратегическим проектом, реализуемым в рамках программы импортозамещения в области газотурбинных технологий при активной поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Госкорпорации Ростех.
https://sdelanounas.ru/blogs/93857/7. АО «ОДК — СТАР» разработало современную систему управления для новейшего российского газотурбинного двигателя морского назначения Е70/8РД, обеспечивающую автоматический переход с одного топлива на другой без остановки двигателя.
В настоящее время в рамках реализации программы импортозамещения Объединенная двигателестроительная корпорация (в состав которой входит АО «ОДК — СТАР») ведет работу по созданию на рыбинском ПАО «ОДК — Сатурн» отечественной базы морского газотурбостроения.
https://sdelanounas.ru/blogs/95326/Из приведенных фактов видно, что истерики и паника преждевременны! Россия - один из мировых лидеров энергетического машиностроения! Никаких непреодолимых проблем в турбиностроении у нашего Престол-Отечества не будет! Я, как выпускник факультета "Энергомашиностроение" МГТУ им. Баумана, знаю, что это - именно так!
*****
Самой значимой новостью прошедшего июля я считаю следующую:
Компания «Русская кожа» (АО) запустила на «Рязанском кожевенном заводе» первое в России производство натуральных кож высокого качества для отделки салонов автомобилей отечественного и зарубежного производства.Общая стоимость нового производства 440 млн рублей из которых 190 млн рублей —
льготной займа ФРП под 5% годовых.Производственная мощность завода составляет 120 тыс. кв. м автомобильных кож в месяц. К 2021 году планируется 100% загрузка. На предприятии будет создано 200 новых рабочих мест.
Поскольку ни один отечественный производитель не выпускает автомобильные кожи, «Русская кожа» фактически в одиночку будет выполнять важную импортозамещающую функцию: к 2021 году компания планирует занять 48% российского рынка автомобильных кож.
Это позволит отечественным автопроизводителям отказаться от импорта, а российским заводам иностранных автокомпаний выйти на более глубокий уровень локализации производства.
https://sdelanounas.ru/blogs/95558/*****
А теперь перехожу к обзору:
Стенд для испытания электросистем кораблей и новые поезда «Иволга», системы управления газотурбинного двигателя и волоконно-оптические трансиверы, пассажирских и грузовых лифтов и натуральные кожи для отделки салонов автомобилей, уникальные грузовые краны и полиамидные нити, жизненно важный анестетик и медицинские переносные инкубаторы, корабельная обшивка из композитов и рыбные корма, инновационная лаборатория для проведения клинических исследований имунно-биологических препаратов для ветеринарии и племенной репродуктор по разведению и выращиванию птицы, масштабное строительство завода тяжелого машиностроения и новые системы управления башенными кранами, соевые кормовые белки и сндвич-панели для фургонов. Ну, и конечно же… шампиньоны!*****
Всего с июня 2015 года, по данным сайта "Сделаноунас" и иных ресурсов, в России
реализованы более 769 проектов импортозамещения!
*****
Июнь 2015 года - 23 проекта.
Июль 2015 года - 18 проектов.
Август 2015 года - 24 проекта.
Сентябрь 2015 года - 33 проекта.
Октябрь 2015 года - 35 проектов.
Ноябрь 2015 года - 38 проектов.
Декабрь 2015 года - 28 проектов.
Январь 2016 года - 29 проектов.
Февраль 2016 года - 22 проекта.
Март 2016 года - 37 проектов.
Апрель 2016 года - 23 проекта.
Май 2016 года - 40 проектов.
Июнь 2016 года - 44 проекта.
Июль 2016 года - 52 проекта.
Август 2016 года - 53 проекта.
Сентябрь 2016 года - 47 проектов.
Октябрь 2016 года - 58 проектов.
Ноябрь 2016 года - 26 проектов.
Декабрь 2016 года - 64 проекта.
Январь 2017 года - 21 проект.
Февраль 2017 года - 25 проектов.
Март 2017 года - 15 проектов.
Апрель 2017 года - 27 проектов.
Май 2017 года - 18 проектов.
Июнь 2017 года – 15 проектов.
*****
Июль 2017 года – 19 проектов:
1. Инженеры Крыловского научного центра представили публике самый мощный стенд для испытания электросистем кораблей. Его создавали шесть лет. Раньше тестировать часть сложного корабельного оборудования приходилось за границей. Для освоения Северного морского пути и арктического шельфа гражданскому флоту нужны универсальные ледоколы, способные проходить двухметровую толщу льда, не теряя скорости. С их помощью, например, поставлять ямальские полезные ископаемые в страны Азиатско-Тихоокеанского региона можно будет круглый год. Чтобы проектировать суда такого класса, как раз и был создан стенд мощностью в сорок мегаватт. Уже в этом году на стенде начнут испытывать оборудование для атомного ледокола «Урал», а позже — ледокола «Лидер» — крупнейшего государственного проекта в сфере освоения Арктики. Пока стенд Крыловского научного центра будет работать на гражданские нужды. После дооснащения он станет полезным и для заказов оборонного значения.
https://sdelanounas.ru/blogs/95465/2. Сделать пригородное сообщение более комфортным для пассажиров помогут также новые поезда «Иволга», произведенные Тверским вагоностроительным заводом. В 2017 году ОАО «Центральная ППК» закупило 2 электропоезда нового поколения серии ЭГ2Тв «Иволга». Они будут использоваться для пригородных экспресс перевозок, в первую очередь, на Киевском направлении и, в дальнейшем, на всех направлениях Московского ж/д узла.
https://sdelanounas.ru/blogs/95343/3. АО «ОДК — СТАР» разработало современную систему управления для новейшего российского газотурбинного двигателя морского назначения Е70/8РД, обеспечивающую автоматический переход с одного топлива на другой без остановки двигателя.
В настоящее время в рамках реализации программы импортозамещения Объединенная двигателестроительная корпорация (в состав которой входит АО «ОДК — СТАР») ведет работу по созданию на рыбинском ПАО «ОДК — Сатурн» отечественной базы морского газотурбостроения.
https://sdelanounas.ru/blogs/95326/4. Первый в России завод волоконно-оптических трансиверов открылся в Новосибирске.
В Октябрьском районе г. Новосибирск начал работу первый и единственный в России завод по производству волоконно-оптических трансиверов.
Волоконно-оптический трансивер является приемо-передающим устройством, используемым операторами связи и интернет провайдерами для преобразования сигнала из электрического в оптический и обратно.
До настоящего момента поставщиками оптических трансиверов и комплектующих для их производства на российский рынок являлись иностранные компании, что сказывалось не только на стоимости оборудования для конечных потребителей, но и формировало полную зависимость от заявленных технических характеристик зарубежных вендоров.
https://sdelanounas.ru/blogs/95319/5. В Дагестане, на базе АО «Кизлярский электроаппаратный завод» в рамках импортозамещения приступили к производству пассажирских и грузовых лифтов. Новое направление полного цикла по производству, монтажу и техническому обслуживанию лифтов и лифтового оборудования налажено в этом году. В продуктовой линейке производство современных лифтов грузоподъемностью от 200 до 1500 килограммов.
https://sdelanounas.ru/blogs/95575/6. Компания «Русская кожа» (АО) запустила на «Рязанском кожевенном заводе» первое в России производство натуральных кож высокого качества для отделки салонов автомобилей отечественного и зарубежного производства.
Общая стоимость нового производства 440 млн рублей из которых 190 млн рублей — льготной займа ФРП под 5% годовых.
Производственная мощность завода составляет 120 тыс. кв. м автомобильных кож в месяц. К 2021 году планируется 100% загрузка. На предприятии будет создано 200 новых рабочих мест.
Поскольку ни один отечественный производитель не выпускает автомобильные кожи, «Русская кожа» фактически в одиночку будет выполнять важную импортозамещающую функцию: к 2021 году компания планирует занять 48% российского рынка автомобильных кож.
Это позволит отечественным автопроизводителям отказаться от импорта, а российским заводам иностранных автокомпаний выйти на более глубокий уровень локализации производства.
https://sdelanounas.ru/blogs/95558/7. ООО «Литейно-механический завод» (Нязепетровск, Челябинская область) разработало промышленный образец новой модели крана TDK-40.
Кран TDK-40.1250 — уникальный для отечественного краностроения, как с точки зрения класса грузоподъемности, так и технологий и конструкторских решений, реализованных при производстве новой модели. Максимальная грузоподъёмность крана в базовой комплектации составляет 40 тонн, на максимальном вылете 80 метров кран способен поднимать груз весом до 10 тонн.
Разработка крана началась в 2016 году в рамках реализации стратегии импортозамещения, в том числе и при строительстве объектов с государственным финансированием. Кран может применяться при строительстве крупнейших стратегически важных объектов страны: АЭС, ТЭС, ГЭС, космодромов, крупнейших промышленных и инфраструктурных объектов; использоваться для строительства и обслуживания портов и судоверфей.
https://sdelanounas.ru/blogs/95535/8. Компания «Курскхимволокно» ввела в эксплуатацию расширенное и модернизированное производство полиамидной технической нити высокого качества. Объем инвестиций в модернизацию производства составил 1,5 млрд. рублей, из них 300 млн рублей предоставил Фонд развития промышленности в качестве льготного займа под 5% годовых сроком на 5 лет.
Модернизация предприятия позволила увеличить его производственную мощность с 15 до 23 тыс тонн готовой продукции в год. Доля компании на российском рынке полиамидной технической нити к 2023 году достигнет 80%, сведя импорт к предельному минимуму.
Кроме того, модернизированное производство ускорит импортозамещение на рынке кордной ткани: компания «КуйбышевАзот», которая является материнской для «Курскхимволокно», планирует к 2023 году довести свою долю на российском рынке корда до 40% за счет вытеснения импорта — его доля снизится на 20%.
https://sdelanounas.ru/blogs/95648/9. В России начался выпуск мезатона — анестетика, входящего в список жизненно важных препаратов, сообщается на официальном сайте Росздравнадзора.
В 2016 году СМИ сообщали, что украинский производитель прекратил поставлять в Россию мезатон, потребовав повысить закупочную цену. Препарат массово используется реаниматологами, анестезиологами и акушерами для местного и общего наркоза, особенно часто применяется при травмах, ранениях, острой недостаточности кровообращения.
https://aftershock.news/?q=node/54162010. Ростех-Швабе продемонстрировал новую медицинскую палату на ИННОПРОМ-2017.
Ещё одной новинкой стал переносной инкубатор BONNY. Холдинг впервые представляет его широкой аудитории. Ранее в России подобные устройства не выпускались, и на сегодняшний день BONNY является единственным мобильным инкубатором отечественного производства. Одна из самых ожидаемых новинок в области неонатологии выйдет на рынок до конца года.
https://sdelanounas.ru/blogs/95768/11. В Ленинградской области компания «Гесер» запустила импортозамещающее производство судовых изделий.
В г. Отрадное Ленинградской области АО «Гесер» открыло вторую очередь предприятия по выпуску судовой мебели, корабельной обшивки из композитных материалов. Новые мощности позволят заводу нарастить производство на 20%.
Инвестиции в проект составили свыше 600 млн рублей. Создано 42 дополнительных рабочих места.
Проект предприятия по развитию производства получил поддержку Фонда развития промышленности РФ. ФРП выделило АО «Гесер» займ в размере 300 млн рублей на льготных условиях. Это 27-е производство открытое с участием ФРП.
Реализация проекта позволит предприятию увеличить свою долю на рынке, а к 2020 году компания «Гесер» планирует полностью, на 100%, вытеснить импорт.
https://sdelanounas.ru/blogs/95854/12. В Карелии запущен завод по производству рыбных кормов.
12 июля под Петрозаводском состоялась церемония открытия завода по производству рыбных кормов. Появление в России такой продукции позволит решить задачу импортозамещения.
Предприятие принадлежит компании ООО «Карельские рыбные заводы — Корма». Объем частных инвестиций составляет 65 млн рублей.
Компания «Карельские рыбные заводы — Корма» уже разработала линейку продуктов.
https://sdelanounas.ru/blogs/95849/13. В Ленинградской области открылась инновационная лаборатория для исследований ИБП для ветеринарии.
В рамках Всероссийской научно-практической конференции по птицеводству в Ленинградской области открылась первая в России инновационная лаборатория для проведения клинических исследований имунно-биологических препаратов для ветеринарии.
Объект расположен в Орлинской промзоне деревни Горбунки Ломоносовского района и принадлежит ведущему отечественному производителю биологических препаратов для промышленного птицеводства научно-производственному предприятию «АВИВАК».
По словам представителя правительства Ленинградской области, одной из проблем, сдерживающих развитие сельскохозяйственного производства в России, является значительная доля импортных вакцин: в молочном животноводстве — 78%, в птицеводстве — 72%, в свиноводстве — 41%. Производственные возможности «АВИВАК» позволят обеспечивать принцип импортозамещения до 100%. Это позволит существенно снизить затраты на содержание животных.
https://sdelanounas.ru/blogs/95847/14. В Мордовии создан первый племенной репродуктор по разведению и выращиванию птицы.
АО Агрофирма «Октябрьская» зарегистрировала первый репродуктор по разведению и выращиванию птицы мясного направления в Мордовии. Об этом сообщается на сайте министерства сельского хозяйства и продовольствия республики.
Поголовье взрослой птицы родительского стада составляет 180 тыс. голов. В 2016 году более 39 млн штук племенных яиц использовали для инкубации. По итогам прошлого года агрофирмой реализовано 6,3 млн штук племенного яйца, 24,6 тыс. голов суточного и 52,4 тыс. голов подращенного молодняка. Работа данного производства позволит снизить зависимость внутреннего рынка от импорта в данном направлении, сообщает минсельхоз.
https://sdelanounas.ru/blogs/95822/15. В Коломне началось строительство нового цеха НПО «СОМЭКС», в котором будут выпускать уникальное крупногабаритное оборудование для добывающих отраслей.
Новый производственный комплекс НПО «СОМЭКС» в Коломне будет состоять из цеха площадью 14 тыс. кв. м и административно-бытового здания площадью 2.5 тыс. кв. м. Объём инвестиций в строительство первой очереди составляет 900 млн рублей. Всего же проект оценивается в 2.5 млрд рублей. Увеличение производственных мощностей НПО «СОМЭКС» связано, в том числе и с актуальной задачей импортозамещения в горно-обогатительной отрасли. Сегодня «СОМЭКС» предлагает современные машины, которые не уступают мировым аналогам и позволяют заменить практически весь спектр импортного оборудования и запасных частей к нему для процессов обогащения. Ввод в строй нового комплекса позволит приступить к производству новых видов продукции тяжелого машиностроения, в первую очередь — разработанных в проектном институте, входящем в НПО.
Генеральный директор НПО «СОМЭКС» Анатолий Юрьевич Никитин: «Мы начинаем масштабное строительство завода тяжелого машиностроения и готовы выпускать крупногабаритное оборудование для наших заказчиков. Модернизация не только расширит наши производственные возможности, но и создаст новые рабочие места, количество которых на коломенской производственной площадке увеличится до 500. Все работы по строительству первой очереди планируем закончить к середине 2019 года».
https://sdelanounas.ru/blogs/95855/16. На сборочной площадке ООО «ЛМЗ» в Нязепетровске проходят испытания башенного крана, оснащенного новой системой управления отечественного производства.
Очередной башенный кран серии TDK-10.215 (бывший 586-й) изготовлен в Нязепетровске по заказу одной из строительных компаний г. Челябинска. Техника уже положительно зарекомендовала себя в работе, ее образец представлялся на Международной выставке строительной техники и технологий в Москве и еще тогда вызвал большой интерес как у отечественных, так и зарубежных посетителей. Кран мощный, поднимает грузы до 10 тонн.
Высота TDK-10.215, который изготовили и смонтировали на ООО «ЛМЗ» в этом месяце, 54 метра. Если раньше кабины машиниста для такой техники закупали за рубежом, то теперь, в рамках программы импортозамещения, их производят у нас, на одном из предприятий Челябинска.
https://sdelanounas.ru/blogs/96064/17. Производство соевых белков открыли в Шебекино Белгородской области.
Завод, расположенный на Ржевском шоссе, будет производить ферментированный соевый белок кормового назначения «СойкоЛак» по запатентованной специалистами предприятия технологии.
В настоящее время такой белок является самым доступным источником качественного кормового протеина. Его производство способно обеспечить частичное импортозамещение белковых компонентов в кормах для животноводства и птицеводства и снизить себестоимость их производства.
https://sdelanounas.ru/blogs/96084/18. Под Курском открыли тепличный комплекс по производству шампиньонов.
В деревне Чаплыгино Курского района 24 июля состоялось официальное открытие тепличного комплекса по производству культивируемых шампиньонов.
Компания «Грибная радуга» инвестировала в реализацию проекта 1,2 млрд рублей, в том числе собственных 300 млн рублей. Здесь будет создано 248 рабочих мест.
Первая очередь производства позволяет выращивать до 4 тысяч тонн шампиньонов в год. Но в ближайшие два года инвесторы планирует реализовать импортозамещающий проект в полном объеме, что позволит втрое увеличить мощности производства — до 12 тысяч тонн шампиньонов в год.
Производство культивируемых шампиньонов — очень перспективное направление, поскольку на сегодняшний день страна импортирует до 90% этой продукции.
С середины 2014 года в России действует ограничение на поставки импортных грибов, что позволило отечественным предприятиям уже в 2016 году произвести около 10 тысяч тонн этой продукции, хотя это всего лишь десятая часть потребностей внутреннего рынка.
https://sdelanounas.ru/blogs/96211/19. На заводе «Центртранстехмаш» в Рязани запущена линия по производству сэндвич-панелей.
25 июля в рамках проекта «Развиваем высокотехнологические производства» на ООО «Центртранстехмаш» состоялась презентация и запуск новой производственной линии, позволившей создать 45 новых рабочих мест. Ожидаемое увеличение объёма выпускаемой продукции составит около 200 качественных фургонокомплектов в месяц, и на 40% увеличит производительность предприятия.
Благодаря проведенной модернизации предприятия, повышению качества продукции завод одержал настоящую победу в конкурентной борьбе. Фургонокомплектам отдали предпочтение крупные торговые сети и компании.
Изготовленная на новой линии пилотная партия фургонов для сети «Магнит» позволила «отвоевать» значительную долю заказов у европейского производителя фургонов № 1 — компании «Шмитц».
https://sdelanounas.ru/blogs/96249/