Армянская железная дорога: три уникальных феноменаВ нашей бывшей общей стране День железнодорожника отмечали в первое воскресенье августа. С чем связана подобная традиция, история умалчивает.
Однако факт остается фактом. И ныне, когда Армения — самостоятельная страна, наши железнодорожники продолжают отмечать свой профессиональный праздник именно в этот день.
Более того. Нынешний год уникален тем, что армянская железная дорога отмечает несколько юбилеев. Точнее — три. Причем каждый из них интересен по-своему, и к каждому из них следует уделить особое внимание.
Немного логистики и много надеждыНе секрет, что в свое время и Российская Империя, и руководство Советского Союза уделяли повышенное внимание территории Армении. Видимо вполне резонно рассчитывали, что именно через эту территорию следует построить ту самую железную дорогу, которая будет связывать, через Кавказ, Европу с Азией. Тут вам и геополитические, и экономические, и даже военные дивиденды, которые для сверхдержавы трудно переоценить.
Понятно, что противников подобного развития региональной логистики хватало и во времена царской России, и позднее, во времена Советского Союза. Да и сейчас как в самом регионе Южного Кавказа (или как раньше называли — Закавказье), так и в мире в целом недоброжелателей данного проекта меньше не стало.
Однако для России роль и значение железной дороги, связывающей черноморский регион с Персидским заливом, несмотря на целую армию противников такого проекта, ничуть не уменьшились. Наоборот. В современном мире все устроено так, что транспортная логистика, как говорится, "наше все". И глобальные позитивные изменения в современной экономике Армении связаны в первую очередь с тем, что со временем политические страсти устаканятся, и армянская железная дорога, наконец-то, заработает на полную мощность.
Насколько важен был для России, причем во все времена, этот путь (речь о железнодорожном выходе через Кавказ в направлении Персидского залива и Ближнего Востока), можно судить по истории строительства и развития армянской железной дороги. И поможет нам в этом руководитель (можно сказать даже — хранитель) музея армянской железной дороги Никогайос Тер-Карапетян.
Джаджурский тоннель и первые в мире электродрелиОдин из юбилеев, который отмечает армянская ЮКЖД — это 120 лет (1897 год) со дня сдачи в эксплуатацию тоннеля недалеко от села Джаджур в Ширакской области. Тоннель длиной в 1703 метра был построен в рекордные по тем временам сроки — пять лет.
"Это уникальное для своего времени сооружение. Подобных Российская империя не строила ни в каком другом регионе своей обширной территории. Да и сумма, изначально выделенная императором Николаем Вторым на строительство армянской дороги, впечатляет. 320 миллионов рублей по тем временам — солидные деньги", — говорит наш собеседник.
Царь действительно придавал огромное значение этому строительству. Можно упомянуть хотя бы тот факт, что впервые в мировой истории при строительстве тоннеля было использовано электрическое освещение. А еще впервые в мире были применены электрические дрели… Достаточно подробные технические описания хранятся в ереванском музее.
Прибытие поезда в Эривань и царский рубль за тележку грунтаВторой юбилей, который в эти дни празднует армянская железная дорога — 115 лет со дня прибытия в Эривань (Ереван) первого поезда из Александрополя. После завершения масштабного строительства в единую железнодорожную сеть были объединены Карс — Тифлис (Тбилиси) — Александрополь (Гюмри) — Эривань (Ереван).
Тер-Карапетян рассказывает, что к строительству было привлечено порядка 6000 рабочих и специалистов как из Армении, так и из России.
"Более того, согласно сохранившимся документам, по поручению царя крестьянам из окрестных сел предлагалось подзаработать. К примеру, за полную тележку грунта, вывезенного из тоннеля, руководство строительства платило рубль золотом. Три рейса в день могли принести неплохой месячный заработок. Жители районов, по которым проходило железнодорожное полотно, были весьма довольны такой возможностью заработать", — сказал Тер-Карапетян.
Получается, что первый поезд прибыл в Эривань всего через семь лет с того дня, как царь принял решение проложить железную дорогу Тифлис-Александрополь. Феноменальные сроки, и не только для того времени.
Да уж, царская власть действительно понимала важность строительства, раз пошла на столь серьезные инвестиции и уложилась в рекордные сроки.
… Плюс электрификацияТретий юбилей, который в эти дни празднует Армянская железная дорога, связан с событиями более позднего, советского периода. В 1952 началась, а в 1962-м завершилась работа по электрификации армянской железнодорожной сети.
Следует особо отметить, что в полной мере электрифицированной сетью железных дорог и сегодня могут похвастаться далеко не все развитые государства. Армения, в отличие от них, может.
"Долгое время самой протяженной в мире железнодорожной веткой, полностью электрифицированной, был отрезок пути от Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) до полуострова Севан", — рассказывает наш собеседник.
В государствах, образовавшихся после распада СССР, День железнодорожника отмечают по-разному. Грузия, например, или Украина отмечают его в другие дни. Понятно, что тут больше политики. Однако факт строительства железной дороги в царский период из истории не выкинешь. И юбилеи с уникальными достижениями тех времен забывать — тоже неправильно.
Так что поздравляем всех железнодорожников Армении, как и их коллег из всех тех стран, где железную дорогу проложили при царской власти.
Читать далее:
https://ru.armeniasputnik.am/columnists/20170806/8191869/armyanskaya-zheleznaya-doroga-tri-unikalnyh-fenomena.html