Новый виток кризиса в Ливии начался вскоре после того, как противоборствующие стороны, казалось, пошли на необратимое сближение. 25 июля в Париже при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона и спецпосланника ООН по Ливии Хасана Саламе состоялась встреча лидера ЛНА Халифы Хафтара и его основного политического противника — главы базирующегося в Триполи правительства национального согласия (ПНС) Файеза Сарраджа. Им удалось договориться об установлении режима прекращения огня, а также о проведении в Ливии общенациональных выборов весной 2018 года.
Однако почти сразу после парижской встречи премьер Италии Паоло Джентилони сообщил журналистам, что Триполи официально запросил у Рима «техническую поддержку для совместной борьбы с перевозкой людей плавучими средствами». Речь идет о противодействии нелегальным иммигрантам, которые пытаются попасть с ливийской территории в Европу: по данным ООН, число беженцев, переплывших Средиземное море, с начала 2017 года по 30 июля превысило 114 тыс. человек, причем 85% прибыли в Италию.
Правительство этой страны, заинтересованное в решении крайне болезненного для себя вопроса, распорядилось отправить к берегам Северной Африки военные корабли для поддержки ливийских сил береговой охраны.
Однако после того, как в территориальные воды Ливии вошли два корабля, страну охватили протесты: на площадях в Триполи, Тобруке, Бенгази стали собираться люди, призывавшие ПНС уйти в отставку, раз оно не способно защитить национальный суверенитет. В Бенгази протестующие сожгли итальянский флаг, заседающая в Тобруке Палата представителей (избранный постоянный парламент Ливии) осудила действия Италии, а фельдмаршал Хафтар в интервью газете Corriere della Sera обвинил господина Сарраджа в безответственном поведении и приказал своим силам быть готовыми противостоять «иностранному вторжению». Брожение началось и среди сторонников Файеза Сарраджа: ему напомнили о колониальных временах, о массовом заселении итальянцами Ливии при фашистском правительстве Бенито Муссолини в 1940-х годах.
В интервью Corriere della Sera Халифа Хафтар предложил себя в качестве основного гаранта сокращения потока беженцев в Европу. По словам фельдмаршала, его войска готовы перекрыть участок ливийской границы протяженностью 4 тыс. км, причем план предполагает строительство цепочки военных лагерей с гарнизонами по 150 человек в каждом через каждые 100 км. На эти цели Халифа Хафтар просит у Евросоюза $20 млрд. Выбор в свою пользу глава ЛНА мотивирует тем, что сейчас он контролирует большую часть территории Ливии, имеет в своем распоряжении полноценную армию и немало дешевой рабочей силы.
В
опрос беженцев всплыл и в ходе визита Халифы Хафтара в Москву, хотя большую часть времени стороны говорили о другом. Прежде всего о перспективах политического урегулирования в Ливии, о роли России в этом процессе и о возможной российской военной помощи ЛНА. Приветствуя Халифу Хафтара, глава МИД РФ Сергей Лавров констатировал, что ситуация в Ливии «продолжает оставаться непростой», а «экстремистская угроза не преодолена». Он подчеркнул, что власти РФ «активно поддерживают наметившуюся тенденцию к активизации процесса политического урегулирования и полноценного восстановления государственности в Ливии».
Командующий Ливийской национальной армией в свою очередь заверил Сергея Лаврова в настрое на сотрудничество с Россией. При этом он в своем приветственном слове дал понять, что ждет от Москвы поддержки. «Вы наверняка знаете, на какие огромные жертвы идет Ливийская национальная армия, чтобы уничтожить терроризм. Ожесточенные бои продолжались без остановки более трех месяцев, и все это — в условиях как продолжающегося эмбарго на поставки оружия, так и неограниченной поддержки террористов финансами и оружием»,— заявил Халифа Хафтар, имея в виду недавно успешно завершившиеся бои с террористами «Исламского государства» за город Бенгази.
После этих приветственных слов прессу попросили удалиться, переговоры продолжились в закрытом формате, однако, выйдя из здания МИД РФ, фельдмаршал подтвердил журналистам, что ставил перед Сергеем Лавровым вопрос о поставках вооружений. «Убежден, что Россия — близкий нам друг и не откажет в помощи»,— сказал он.
Далее Халифа Хафтар отправился на переговоры с главой Минобороны Сергеем Шойгу, однако встреча прошла без прессы.
Напомним, в недавнем интервью “Ъ” глава российской контактной группы по внутриливийскому урегулированию при МИД РФ и Госдуме Лев Деньгов сказал, что «со стороны ливийцев постоянно звучат призывы, чтобы Россия поспособствовала снятию оружейного эмбарго». Однако, по его словам, поднимать этот вопрос до политического урегулирования конфликта «бессмысленно и опасно».
Халифа Хафтар вчера сказал журналистам, что приветствовал бы посредничество Москвы в перемирии между противоборствующими сторонами в Ливии. «Мы будем очень рады, если Россия чем-то поможет в этом»,— отметил он.
Лев Деньгов же вчера сообщил “Ъ”, что «в ближайшем будущем Россию посетит и Файез Саррадж». «Есть вероятность, что это произойдет уже в сентябре»,— сказал он. По словам главы контактной группы, российские власти «поддерживают диалог со всеми участниками конфликта в Ливии». «Мы будем делать все, чтобы способствовать примирению и эффективному взаимодействию противоборствующих сторон, включая Халифу Хафтара и Файеза Сарраджа», — заверил он. И сообщил: власти РФ надеются осенью провести на своей территории прямые переговоры двух соперничающих политиков. На уточняющий вопрос “Ъ”, когда могут состояться такие переговоры, Лев Деньгов ответил, что «конкретики пока нет», но добавил, что этот вопрос будет обсуждаться в том числе в ходе визита Файеза Сарраджа.
https://www.kommersant.ru/doc/3384379