Начало обсуждений пересмотра договора о свободной торговле с Южной Кореей (KORUS) пришлось очень некстати на испытания водородной бомбы КНДР. KORUS стал уже вторым в череде внешнеторговых договоров, чью переработку надеется провести Белый Дом. Первым стал Договор о североамериканской свободной торговле (NAFTA). Президент Трамп в ходе предвыборной кампании не раз указывал на проблему торгового дефицита США с Южной Кореей. Впрочем, практически сразу после его инаугурации серьезной проблемой на повестке дня стал вопрос поведения КНДР, отдаливший на некоторое время историю с KORUS. Казалось не очень продуктивным в период эскалации крупнейшего корейского кризиса со времен 90-х годов пытаться давить на страну-союзника — Южную Корею, и требовать от нее отказаться от своих торговых привилегий.
Тем не менее,
еще в июне, встречаясь с делегацией Южной Кореи, Трамп заявил о том, что он уже запустил процесс пересмотра KORUS. Он сказал, что сообщил корейской стороне о своем недовольстве торговым дефицитом США в экономических взаимоотношениях двух стран. Впрочем,
источники в Белом Доме утверждают, что корейцы просто не нашли, что ответить на обвинения Трампа: они постарались заверить его в том, что этот дефицит сформировался “естественным образом”. Но они все же обещали подумать над теми статьями KORUS, которые в теории можно изменить.
В последние дни, правда, развернулась оживленная юридическая дискуссия на тему того,
имеет ли президент полномочия в единоличном порядке выходить из торговых договоров с другими странами. Трамп уже несколько раз успел сказать о том, что в случае неудачи с перезаключением NAFTA или KORUS он намерен просто вывести США из обоих договоров. Проблема только в том, что
согласно Конституции принятие любых решений о международной торговле — прерогатива Конгресса. Другое дело, что
начиная еще со времен Ричарда Никсона Конгресс стал на рутинной основе даровать право президенту в единоличном порядке ими заниматься. Смысл этой затеи состоял в том, чтобы показать противоположной стороне серьезность намерений президентской администрации. Ведь действительно, у правительства других стран может быть меньше мотивации обсуждать внешнюю торговлю с президентом США, если они будут знать, что Конгресс может спокойно аннулировать их договор.
Однако
эти полномочия, переданные президенту, в первую очередь касаются утверждения новых договоров — а не отмены принятых ранее. В таком случае
Трампу, вероятно, понадобится получить согласие Конгресса для отмены NAFTA или KORUS. Но федеральные законы о международной торговле довольно хаотично развивались, и они часто противоречат друг другу. Да и существенной юридической практике в данном ключе никогда не было — как правило президент являлся самым большим апологетом свободной торговли и не стремился отменять принятых до него договоров. Трамп, поставивший целью пересмотреть существующие внешнеторговые соглашения, является, пожалуй, самым ярым президентом-протекционистом со времен Франклина Делано Рузвельта. Так что
никто толком не знает, что произойдет в случае объявления Трампом отмены того же KORUS. Будут ли Республиканцы в Конгрессе подавать на Белый Дом в суд с требованием для начала получить от них согласие? Или в суд пойдут крупные корпорации, ведущие торговлю с Южной Кореей?
Тогда дело наверняка достигнет Верховного Суда, который только и сможет законодательно ограничить полномочия президента и Конгресса по вопросу внешней торговли.