сего их 11 уникальных единиц. Одним из первых тут появился грузовой паровоз серии ФД20-1393, изготовленный в 1936 году и доставленный из депо Дебальцево. Затем фонды музея пополнил и представитель пассажирских паровозов — ретро-локомотив Су 252-21, который был предназначен для передвижения иностранных туристов по Украине. В 2006 году учреждение провело реставрационно-восстановительные работы вагона РБЛ 1918 года выпуска, в котором проходила стирка и обработка спецодежды. Еще один из старейших памятников истории железной дороги в коллекции музея — вагон-салон российского революционера, советского военачальника Климента Ворошилова — в результате обстрелов со стороны украинских силовиков оказался катастрофически поврежден огнем.
Гордостью экспозиции сотрудники музея называют маневровый паровоз, который в народе получил прозвище «Кукушка» за сигналы его гудка. Долгое время он простоял в парке Ленинского комсомола в Донецке, где был поврежден вандалами. Работники музея провели восстановление и оставили экспонат у себя.
Еще одним уникальным экспонатом является цистерна, клепанная без единого сварного шва. В свое время она применялась для перевозки горюче-смазочных материалов.
Несмотря на боевые действия, сотрудники учреждения не бросили музей. Сейчас на работу регулярно выходят четыре человека. Своей основной задачей они считают сохранность и реставрацию экспонатов, часть из которых была повреждена обстрелами.
Стоит добавить, что у Донецкого музея есть филиал в прифронтовой Ясиноватой. Из-за боевых действий исторический подвижной состав, который расположен на станции города, также был поврежден. Кроме этого, от обстрелов пострадали музейные вагоны и локомотивы, которые находились на реставрации в депо между Донецком и Ясиноватой. Среди них единственный сохранившийся в мире тепловоз серии ЧМЭ-5 и уникальный тепловоз ТГМ9-0001, выпущенный в одном экземпляре.
Музей истории Донецкой железной дороги открылся 4 августа 2000 года в канун Дня железнодорожника и в ознаменование 130-летнего юбилея Донецкой магистрали. Его первыми экспонатами стали: здание паровозного депо, паровоз ФД, платформа и два багажных вагона, где разместилась уникальная документально-историческая экспозиция. До войны музей пользовался огромной популярностью, так как являлся единственным в Украине комплексом железнодорожной техники. Сейчас музей подведомственен государственному предприятию «Донецкая железная дорога».