Древний, древний Египет
11,381 25
 

  XOID ( Слушатель )
14 сен 2017 08:57:56

.

новая дискуссия Дискуссия  541

А какое это имеет значение в отрыве от истории самого древнего Египта?

Известно что Египет впервые был объединён южным племенем. В долине Нила по обеим берегам жили разные племена даже этнически(дельта например была населена племенами близкими этнически к ливийцам, которые сильно отличались от египтян юга даже цветом кожи). У каждого племени были свои боги, в тч главные боги их пантеонов.

Вся египетская иералогия была просто искуственным построением некоей стройной мифологии с ипользованием имеющихся территориальных богов, но это делалось в 3 тысячелетии до.н.э. Первоначально навязывался культ верховного Бога завоевателей с юга Хора. Его святилища найдены и в дельте. В то время как остальные Боги как правило локализуются географически.  Религия была частью жизни и находила отражение в политике. Объединение страны привело и к объединению религий.

Мифологическое построение менялось иногда, так Хора в качестве верховного бога менял Ра, а в период господства Фив его соединил даже с местным богом Амоном. Это были настоящие революции, результаты сильных потрясений. 

Но некоторые характеры Богов были сильно изменены, как и их роль Инпу был богом одного из завоёваных племён чей функционал был изменён так как он оказался побеждён Хором. А Сет превратился в злого бога тоже таким же примерно макаром. племена из Абджу поклонявшиеся Осирису видимо долго враждовали с племенами чьим богом был Сет, их локализации находятся рядом но на разных берегах Нила. При завоевани южные племена чьими богами были Хор,Осирис, Собек были вероятно в коалиции, не случайно что святилища Собека тоже были экспортированы в дельту. И соответсвенно Осирис стал добрым а Сет злым. 

Культ Ра как и вся иерархия богов были продуктом жрецов из Иуну(Гелиополя). Это была главная интеллектуальная богословская школа там. Они же были изобретателями Атона для фараона Эхнатона. И они же были де факто единобожниками культа Хепри. В переводе я древнеегипетского это означает "явись, появись, я есть" единый бог демиург. Это была их собственная внутренняя практика которая никогда не распространялась вне гелипольского жречества. Есть мнение что еврейская вера Моисея лишь испорченная компиляция этого культа. Во всяком случае значения слова Яхве на древнееврейском точно такое же как и Хепри на древнеегипетском. 
 
Отредактировано: XOID - 14 сен 2017 09:10:59
  • +0.04 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  Удаленный пользователь
14 сен 2017 09:41:44



А дальше уже подробно, но не ЧТО известно, а КАК это стало известно. Кто и что и почему и на каких основаниях и как и т.д.Веселый
  • +0.01 / 4
  • АУ
 
 
  Red_Dragon ( Слушатель )
15 сен 2017 02:27:41

В точку. В десятку, поэтому и неистово плюсую.
Кто сочинил "Древнеегипетский пантеон"?
Не был ли этот человек членом...эээ..одной некоей скромной французской академии?
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
  Red_Dragon ( Слушатель )
20 сен 2017 01:14:04


Ну..имя этого автора известно многим, вот его знаменитая работа, посвященная богам Древнего Египта:


ЦитатаЖан-Франсуа́ Шампольо́н (фр. Jean-François Champollion); также — Шампольон-младший(фр. Champollion le Jeune); 23 декабря 1790Фижак — 4 марта 1832Париж), — французский востоковед, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов.

В 1824—1825 годах работал с египетскими коллекциями в Турине и Риме. С 1826 года — учёный хранитель Египетского музея в Лувре, был членом Французского географического общества. Почётный член Петербургской академии наук (1827). В 1828—1829 годах провёл комплексную экспедицию по изучению древних памятников Египта и Нубии. С 1830 года — действительный член Академии надписей. В 1831 году назначен профессором египетской истории и археологии в Коллеж де Франс на специально учреждённой для него кафедре.

Ранняя смерть в возрасте 41 года помешала ему завершить многие работы, «Египетская грамматика» и «Словарь иероглифического письма» были опубликованы его братом в 1830—1840-е годы. Работы Шампольона способствовали развитию египтомании. Он также стоял у истоков организации по сохранению материального и археологического наследия Древнего Египта. После кончины его открытия подверглись ожесточённой критике и только в 1860-е годы были окончательно приняты научным сообществом...


Ну да, ну да, помним, как этот неутомимый француз носился по Египту и что он там делал (не буду здесь отнимать лавры у Фоменко):

ссылка


ЦитатаПараллельно с работой по «Очеркам» Шампольон готовил издание «Древнеегипетского пантеона» — большого иллюстрированного издания, распространяемого отдельными выпусками. Главной целью его выпуска были деньги — Шампольон после отставки в Гренобле не имел постоянного заработка и не мог больше пользоваться поддержкой брата и долготерпением жены. Выпуск «Пантеона» шёл с июля 1823 по конец декабря 1824 года. Главным достоинством этого труда были большие цветные иллюстрации с изображениями соответствующих божеств, которые сопровождались иероглифическими надписями. Поскольку первые выпуски вышли в свет ещё до окончательной публикации иероглифической системы, они вызвали нападки противников Шампольона, которые сомневались в корректности отождествления божеств и их изображений


Боги не те, да?

Учили в школе про одних, а оказалось, что другие..Подмигивающий

Предыдущее общепринятое классическое чтение иероглифов по работе "Иероглифика " Гораполлона было наконец объявлено неправильным и ушло в утиль.

Цитата..Отстаивая свою точку зрения, Шампольон в одном из своих писем еще в
1815 году писал о Гораполлоне: "Этот труд называется "Иероглифика", но в нем
речь идет вовсе  не  о том, что мы подразумеваем под понятием "иероглифы", а
об интерпретации, истолковании священных символических  изображений, то есть
о египетских символах, которые  не имеют ничего  общего с  иероглифами.  Это
утверждение  идет  вразрез   с   общепринятым   мнением,  но  доказательство
правильности  моей   точки   зрения   находится  на  египетских   надгробных
памятниках. На сценах-эмблемах  видны те  священные  изображения,  о которых
говорит  Гораполлон:  змея, вонзившая жало  в собственный  хвост,  ястреб  в
описанной Гораполлоном  позе, дождь, человек без головы, голубь  с  лавровым
листком и т. д., но всего этого нет в настоящих иероглифах"...

....Сегодня трудно себе представить, что означали  для того времени открытия
Шампольона, противопоставившего мнению Гораполлона, на которого  молился  
весь  ученый  мир
,  свое собственное  мнение. Не  следует  забывать, что ученые
и публика цеплялись за Гораполлона не потому,  что  они  видели  в  нем  столь  же
непоколебимый  авторитет, какой  их  средневековые
коллеги видели  в  Аристотеле, или  позднейшие теологи  - в отцах церкви,  а
просто  потому, что  даже  самые  убежденные  скептики искренне  верили, что
иероглифы - это письмо-рисунок, и не видели, не могли себе представить,  что
могут быть какие-либо иные  варианты  их толкований....


ссылка

ЗЫ. Запомните. пожалуйста, этого упомянутого Шампольоном голубка с листочком...вы его часом нигде не встречали?

ЗЫ2. Карта древнего Египта работы Христофора Вейгеля 1718 года:

ссылка

Title: Aegyptus Antiqua In suas Partes et Nomos divisa cum Troglodytice Marmarica et Aethiopia supra Aegyptum . . .
Map Maker: Christopher Weigel
Place / Date: Nuremberg / 1718
Coloring: Hand Colored


Она очень и очень интересна....
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
  Paul ( Слушатель )
14 сен 2017 11:20:31



В истории второй династии - есть интересный момент.. Как известно - тронное имя Гора писалось в серехе, с соколом наверху.. Со времён Аха-Гора. Но вдруг неожиданно - Перибсен меняет в своём имени Гора - на Сета.. И прежнее Хор Сехемиб теперь пишется как Сет Перибсен.. На серехе - геральдическое животное Сета. Следующий фараон - решил совместить, и на его серехе - и Гор, и Сет.. Потом - всё вернулось обратно к имени Гора.. Любопытно.. 
 
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  XOID ( Слушатель )
14 сен 2017 16:18:50

О враждебных отношения Хора с Сетом хорошо известно из мифологии. Также изображение Сета было на булаве Скорпиона 1, а вот дальше ещё до Нармера у правителей Нехена титулатура была Хоровой. Попытка заменить верховное божество да ещё и его главным антагонистом говорит о каком то принципиальном расколе между фараоном Перибсеном и господствущей жреческой партии.  Это было чем то очень похожим на ситуацию с Эхнатоном. 
И судя по тому что преемник Перибсена, Хасехемуи употреблял оба имени в титулатуре, конфликт не был разрешён при Перибсене и вероятно Хасемемуи вынужден был лавировать между этими партиями пытаясь вернуть консолидацию или даже устранить раскол страны. Впрочем к концу правления Хасехемуи всё таки избавился от имени Сета, что говорит о победе сторонников Хора.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  Paul ( Слушатель )
14 сен 2017 16:37:31

Скорее - о каких-то династических тёрках.. Похоже - даже ко времени II династии объединение Египта было ещё не совсем прочным. И Сет - в те времена судя по всему ещё отнюдь не приобрёл черты, свойственные ему при Новом царстве.. Впрочем - династический конфликт вовсе не исключает и конфликта жреческого.. 
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  XOID ( Слушатель )
14 сен 2017 16:43:39

Возможно но династический конфликт не предполагает такого резкого шага. Скорее наоборот претенденты бы доказывали кто из них больший Хор. А такая конфронтация исключительно редкая вещь. Ведь Хор и Сет одни из основных и самых древних антагонистов (судя по мифологии) а также первое изображение Сета датируется 3800-3600 гг до,н.э (Накада). 
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Paul ( Слушатель )
14 сен 2017 16:56:49

А это в том случае, если они принадлежали к одной династии.. Запросто ведь могли кто из местных бывших вождей голову поднять, да и северная династия - тоже вряд ли под корень была вырезана при объединении.. Хотя - судя по имени, Нейтхотеп была вроде как раз северной принцессой, вышедшей замуж то ли за Нармера, то ли за Хор-Аха.. С целью придания легитимности своим потомкам во владении Обоими Землями.. Но могли остаться и другие потомки бывших владетелей Севера..
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  XOID ( Слушатель )
15 сен 2017 10:20:57

Предполагают что там был раскол страны на север и юг. Соответственно Перибсен мог иметь власть на севере но для того чтобы вернуть юг, ему надо было что то противопоставить своим противникам. То есть найти среди них сторонников. Может он и использовал для этого сторонников Сета которых там должно быть много, тк культ то был древний и на юге должен был быть достаточно популярным. 
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
  Red_Dragon ( Слушатель )
15 сен 2017 02:19:20

Вот честно - не знаю, что там творилось в Гелиополе и в 3 тысячелетии до н.э.
Машины времени под рукой нет..
По Брокгаузу, собакоголового Анубиса почему-то часто приравнивали к Гермесу:
ЦитатаАнубис — египетское божество, в иероглифических памятниках называется Анепу или Ануп. По египетской мифологии Анубис — сын Осириса, родившийся от Нефтис, которую Осирис по ошибке принял за свою супругу Изиду. Греки приравнивали его к Гермесу, иногда же, объединяя его егип. и греч. имя, называли Германубисом. На памятниках он изображен с головою шакала, с заостренными ушами и мордой; эту голову греки заменяли головой собаки. На том и другом изображении его красуется двойная корона Верхнего и Нижнего Египта. По Плутарху, в жертву ему приносили белого или желтого петуха. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.

ссылка

С крокодилоподобным Собеком вообще беда:

ЦитатаСебек (греч. Σεΰχος) — древнеегипетское космическое божество с головой крокодила, сопоставлявшееся то с богом земли Кебом, то с солнечным божеством Ра, в форме С.-Ра, то с Осирисом. Почиталось главным образом в Фаюме, на берегах Меридова озера, в Крокодилополе, также в Омбе и других, большей частью близких к воде местах. Культ его был особенно распространен при среднем царстве, фараоны которого любили проживать в Фаюме и часто носили имена, производные от имени С.


ссылка

Если честно, то я ничего не понял, как его сопоставляли то с одним, то с другим. то с третьим?

По поводу бога Гора мнения ученых разделились:

ЦитатаПочитание Гор в различных местностях Египта соответствовало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу и др. он носил специальное название "соединителя обеих земель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варваров; вообще он был национальным богом-покровителем в противоположность Сету — покровителю пустыни и азиатов. Особенная форма Гора — Гармахис (см.). На счет значения мифа существует несколько мнений. Большинство ученых (Бругш, Эд. Мейер, Масперо, Ланцоне и др.) считают Гор богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой. Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Осириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гор-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. По мнению Strauss и Torney ("Entstehung und Geschichte d. altaegypt. Götterglaubens"), Гор олицетворял собой небесную лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Осириса, т. е. после победы противников его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему; любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя — надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Осирисом, его сыном. Гор явился богом будущего, предметом надежд, обетования; это был первый период представления о нем, чему соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и т. д.


ссылка

Вы уж определитесь, пожалуйста, один это бог или два, мальчик, фаллос или сокол...

А бог Тот - это ибис или павиан?

И почему его называют "триждывеличайшим" и отождествляют с каким-то другим Гермесом, который "имеет мало общего с классическим"..и кто у него жена?

ЦитатаОн был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного суда. Последнее обстоятельство, равно как и лунное значение, ставило его в связь с загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул, необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через загробные озера, подставлял им лестницы и всячески облегчал переход в тот мир. И в мире богов он был судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и т. д. Поздние тексты величают его "сердцем Ра", "языком Тума", "гортанью Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады"; постоянный эпитет его — "владыка словес бога" — указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, соответствуют этому важному значению божества и перешли в греческую письменность в форме Τρισμέγιστος, которую стали прилагать к отожествленному с Тот Гермесу. Этот Гермес имеет мало общего с классическим; основанием для сопоставления послужила общая обоим роль посредника (см. Гермес Трисмегист). Главный праздник в честь Тот — 19 числа первого месяца, посвященного этому богу (мес. Тот сентябрь, 19-е Тот — 16-е сентября). В этот день египтяне вкушали мед и смоквы и произносили: "Сладостна правда". Сохранилось несколько гимнов Тот, составленных чиновниками. Ему были посвящены письменные приборы, на которых часто вырезывались краткие молитвы. Кроме ибиса, его священным зверем был павиан; трупы обоих животных бальзамировались; сохранилось множество воронкообразных сосудов с мумиями ибисов, а также саркофаги с телами этих птиц и несколько павианов, бальзамированных в сидячем положении. В виде этих двух животных Тот и изображался, причем сидящий павиан имел на голове лунный диск. Иногда Тот изображался в виде лунного диска, плывущего на корабле, иногда в виде павиана, сидящего в этом диске. Весьма часты (в Книге мертвых и на саркофагах) изображения Тот в виде ибисоголового человека, с письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного суда у весов или читающего сидящему на троне Осирису благоприятную для покойника резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета, измерения и письма; иногда символически его супругой называется отвлеченная Маат (см.), иногда Нехемаут — богиня музыки и магии, изредка Мехтуэрт — богиня мировой материи. См. Pietschmann, "Hermes Trismegistos" (Лпц., 1875); Тураев, "Бог Тот Опыт исследования в области история египетской культуры" (1898).


ссылка

А общеегипетский бог Птах почему сопоставлялся с другими богами?

ЦитатаПта (Ptah) — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром и Осирисом, сохранил обе функции, причем культ его сделался общеегипетским. В форме Пта-Танен — это "отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания. Как Пта-Сокар-Осирис он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды. Храм его в Мемфисе находился у южной стены: по его имени и самый город назывался Ha-ka-ptah, т. е. "храм духа Пта" (может быть, отсюда греческое слово "Αίγυπτος"). Женским дополнением Пта была богиня Сехет, детьми — Имготеп, бог врачевания и Нофертум. Греки сопоставляли Пта со своим Гефестом, вероятно более отпираясь на его изображения, чем на значение его, как демиурга и создателя форм. Египтяне производили имя Пта от корня pth — открывать, и приписывали ему открытие уст покойника для возвращения ему жизненных отправлений.


ссылка

Тут что-то нечисто..то ли с египетскими богами, то ли с их позднейшей интерпретацией Веселый

ЗЫ. Нет, с богом зла Сетом (у которого, как и положено, на голове находятся маленькие рожки) все как раз понятно...
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  XOID ( Слушатель )
15 сен 2017 10:29:31
Я собственно хотел сказать что древнеегипетские боги не были раз и навсегда установлеными элементами, как например имеет место быть в привычных нам авраамических религиях. Они во первых существовали несколько тысяч лет непрерывно и при этом их функционал, значение и иерархия менялись что было связано с политикой и разного рода изменениями. А эти изменения постепенно уже происходили в рамках устоявшегося пантеона. А как минимум в одном случае с Гелиополем, были теологические конструкции которые использовались только внутри жреческой корпорации а не в публичных культах. 
А сами боги изначально были богами разных племён Нила а после объединения были включены в общеегипетский пантеон. 
  • +0.03 / 2
  • АУ