Цитата: XOID от 14.09.2017 08:57:56А какое это имеет значение в отрыве от истории самого древнего Египта?
Известно что Египет впервые был объединён южным племенем. В долине Нила по обеим берегам жили разные племена даже этнически(дельта например была населена племенами близкими этнически к ливийцам, которые сильно отличались от египтян юга даже цветом кожи). У каждого племени были свои боги, в тч главные боги их пантеонов.
Вся египетская иералогия была просто искуственным построением некоей стройной мифологии с ипользованием имеющихся территориальных богов, но это делалось в 3 тысячелетии до.н.э. Первоначально навязывался культ верховного Бога завоевателей с юга Хора. Его святилища найдены и в дельте. В то время как остальные Боги как правило локализуются географически. Религия была частью жизни и находила отражение в политике. Объединение страны привело и к объединению религий.
Мифологическое построение менялось иногда, так Хора в качестве верховного бога менял Ра, а в период господства Фив его соединил даже с местным богом Амоном. Это были настоящие революции, результаты сильных потрясений.
Но некоторые характеры Богов были сильно изменены, как и их роль Инпу был богом одного из завоёваных племён чей функционал был изменён так как он оказался побеждён Хором. А Сет превратился в злого бога тоже таким же примерно макаром. племена из Абджу поклонявшиеся Осирису видимо долго враждовали с племенами чьим богом был Сет, их локализации находятся рядом но на разных берегах Нила. При завоевани южные племена чьими богами были Хор,Осирис, Собек были вероятно в коалиции, не случайно что святилища Собека тоже были экспортированы в дельту. И соответсвенно Осирис стал добрым а Сет злым.
Культ Ра как и вся иерархия богов были продуктом жрецов из Иуну(Гелиополя). Это была главная интеллектуальная богословская школа там. Они же были изобретателями Атона для фараона Эхнатона. И они же были де факто единобожниками культа Хепри. В переводе я древнеегипетского это означает "явись, появись, я есть" единый бог демиург. Это была их собственная внутренняя практика которая никогда не распространялась вне гелипольского жречества. Есть мнение что еврейская вера Моисея лишь испорченная компиляция этого культа. Во всяком случае значения слова Яхве на древнееврейском точно такое же как и Хепри на древнеегипетском.
Вот честно - не знаю, что там творилось в Гелиополе и в 3 тысячелетии до н.э.
Машины времени под рукой нет..
По Брокгаузу, собакоголового Анубиса почему-то часто приравнивали к Гермесу:
ЦитатаАнубис — египетское божество, в иероглифических памятниках называется Анепу или Ануп. По египетской мифологии Анубис — сын Осириса, родившийся от Нефтис, которую Осирис по ошибке принял за свою супругу Изиду. Греки приравнивали его к Гермесу, иногда же, объединяя его егип. и греч. имя, называли Германубисом. На памятниках он изображен с головою шакала, с заостренными ушами и мордой; эту голову греки заменяли головой собаки. На том и другом изображении его красуется двойная корона Верхнего и Нижнего Египта. По Плутарху, в жертву ему приносили белого или желтого петуха. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.
ссылкаС крокодилоподобным Собеком вообще беда:
ЦитатаСебек (греч. Σεΰχος) — древнеегипетское космическое божество с головой крокодила, сопоставлявшееся то с богом земли Кебом, то с солнечным божеством Ра, в форме С.-Ра, то с Осирисом. Почиталось главным образом в Фаюме, на берегах Меридова озера, в Крокодилополе, также в Омбе и других, большей частью близких к воде местах. Культ его был особенно распространен при среднем царстве, фараоны которого любили проживать в Фаюме и часто носили имена, производные от имени С.
ссылкаЕсли честно, то я ничего не понял, как его сопоставляли то с одним, то с другим. то с третьим?
По поводу бога Гора мнения ученых разделились:
ЦитатаПочитание Гор в различных местностях Египта соответствовало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу и др. он носил специальное название "соединителя обеих земель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варваров; вообще он был национальным богом-покровителем в противоположность Сету — покровителю пустыни и азиатов. Особенная форма Гора — Гармахис (см.). На счет значения мифа существует несколько мнений. Большинство ученых (Бругш, Эд. Мейер, Масперо, Ланцоне и др.) считают Гор богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой. Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Осириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гор-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. По мнению Strauss и Torney ("Entstehung und Geschichte d. altaegypt. Götterglaubens"), Гор олицетворял собой небесную лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Осириса, т. е. после победы противников его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему; любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя — надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Осирисом, его сыном. Гор явился богом будущего, предметом надежд, обетования; это был первый период представления о нем, чему соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и т. д.
ссылкаВы уж определитесь, пожалуйста, один это бог или два, мальчик, фаллос или сокол...
А бог Тот - это ибис или павиан?
И почему его называют "триждывеличайшим" и отождествляют с каким-то другим Гермесом, который "имеет мало общего с классическим"..и кто у него жена?
ЦитатаОн был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного суда. Последнее обстоятельство, равно как и лунное значение, ставило его в связь с загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул, необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через загробные озера, подставлял им лестницы и всячески облегчал переход в тот мир. И в мире богов он был судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и т. д. Поздние тексты величают его "сердцем Ра", "языком Тума", "гортанью Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады"; постоянный эпитет его — "владыка словес бога" — указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, соответствуют этому важному значению божества и перешли в греческую письменность в форме Τρισμέγιστος, которую стали прилагать к отожествленному с Тот Гермесу. Этот Гермес имеет мало общего с классическим; основанием для сопоставления послужила общая обоим роль посредника (см. Гермес Трисмегист). Главный праздник в честь Тот — 19 числа первого месяца, посвященного этому богу (мес. Тот сентябрь, 19-е Тот — 16-е сентября). В этот день египтяне вкушали мед и смоквы и произносили: "Сладостна правда". Сохранилось несколько гимнов Тот, составленных чиновниками. Ему были посвящены письменные приборы, на которых часто вырезывались краткие молитвы. Кроме ибиса, его священным зверем был павиан; трупы обоих животных бальзамировались; сохранилось множество воронкообразных сосудов с мумиями ибисов, а также саркофаги с телами этих птиц и несколько павианов, бальзамированных в сидячем положении. В виде этих двух животных Тот и изображался, причем сидящий павиан имел на голове лунный диск. Иногда Тот изображался в виде лунного диска, плывущего на корабле, иногда в виде павиана, сидящего в этом диске. Весьма часты (в Книге мертвых и на саркофагах) изображения Тот в виде ибисоголового человека, с письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного суда у весов или читающего сидящему на троне Осирису благоприятную для покойника резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета, измерения и письма; иногда символически его супругой называется отвлеченная Маат (см.), иногда Нехемаут — богиня музыки и магии, изредка Мехтуэрт — богиня мировой материи. См. Pietschmann, "Hermes Trismegistos" (Лпц., 1875); Тураев, "Бог Тот Опыт исследования в области история египетской культуры" (1898).
ссылкаА общеегипетский бог Птах почему сопоставлялся с другими богами?
ЦитатаПта (Ptah) — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром и Осирисом, сохранил обе функции, причем культ его сделался общеегипетским. В форме Пта-Танен — это "отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания. Как Пта-Сокар-Осирис он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды. Храм его в Мемфисе находился у южной стены: по его имени и самый город назывался Ha-ka-ptah, т. е. "храм духа Пта" (может быть, отсюда греческое слово "Αίγυπτος"). Женским дополнением Пта была богиня Сехет, детьми — Имготеп, бог врачевания и Нофертум. Греки сопоставляли Пта со своим Гефестом, вероятно более отпираясь на его изображения, чем на значение его, как демиурга и создателя форм. Египтяне производили имя Пта от корня pth — открывать, и приписывали ему открытие уст покойника для возвращения ему жизненных отправлений.
ссылкаТут что-то нечисто..то ли с египетскими богами, то ли с их позднейшей интерпретацией
ЗЫ. Нет, с богом зла Сетом (у которого, как и положено, на голове находятся маленькие рожки) все как раз понятно...