Доктор искусствоведения, иностранный член Национальной Академии наук РА Армен КАЗАРЯН вырос и получил образование в Ереване, но уже 25 лет живет и работает в Москве. Он автор многих книг по армянской архитектуре, в том числе четырехтомника "Церковная архитектура стран Закавказья VII века. Формирование и развитие традиции". В начале сентября Армен находился в Ереване и дал
"ГА" эксклюзивное интервью.
- Г-н Казарян, пару лет назад вы были научным консультантом реставрационных работ армянских исторических памятников, которые проводились в Ани. Эта работа продолжается?Эта церковь - классическая ротонда, редкая среди подобных памятников, находилась в ужасающем состоянии не одно десятилетие. Археологическая экспедиция академика Николая Марра еще более ста лет назад не только констатировала процесс разрушения церкви, но и провела ряд работ по ее укреплению: были залатаны небольшие дыры в стенах, заделаны трещины. Раскопки и изучение Ани было самым масштабным проектом российской археологии начала XX века, но работы продолжены не были - в 1917 году Российский археологический институт был ликвидирован, на его базе Марром в Тбилиси был создан Институт кавказской археологии, вскоре прекративший свое существование.
После событий 1918-1920 годов Ани оказался на территории Турции, и в последующие годы вся эта марровская кладка на церкви Спасителя, за исключением небольших фрагментов, была разобрана местными жителями. В 1957 году в результате удара молнии расшатанное здание разделилось на две половины, восточная часть вместе с алтарем обрушилась и церковь оказалась как бы в архитектурном разрезе. Вид живописный, но существовать долго в таком состоянии она не могла. Консервация была поручена архитектору Явузу Озкая, руководителю реставрационной фирмы в Анкаре, работы шли под покровительством и контролем Всемирного фонда памятников. И именно руководитель программ по консервации памятников этого фонда предложил официально подключить меня к этой работе.
Срок контракта уже прошел, по нему была проделана работа в архивах и библиотеках, в соавторстве с Озкая и архитектором Алин Понтиоглу написана статья об этом памятнике - первая из двух или трех статей об истории этого храма и ходе работ на нем. Однако сам памятник не был готов к сдаче в полной мере, работы активизировались лишь с прошлого года. Сейчас они почти завершены.
В ходе укрепления стен и дополнения утраченных фрагментов кладки мы столкнулись с некоторыми сложностями, связанными с отсутствием квалифицированных мастеров. Явуз обратился ко мне с просьбой отыскать мастера, который мог бы выполнить эту работу. Ереванские коллеги рекомендовали Араика Аветяна. Архитектор по образованию он многие годы занимался кладкой камня, хорошо чувствует и понимает его, может работать и как скульптор. Вторая проблема упиралась в поиски похожего камня. Залежи его были в окрестностях Ани, но промышленная разработка не велась, поэтому поиски было решено продолжить на территории Армении, где в Армавирском марзе поиск Араика увенчался успехом. Ряды кладки церкви Спасителя особенной высоты, некоторые в человеческий рост. Араик в Армении же подготовил необходимые блоки по соответствующим размерам и формам, однако окончательно обтачивал их в Ани, куда были перевезены прошлой осенью, а в этом году за полтора месяца кладка в пробоинах с внешней стороны стен была восстановлена, осталось доделать мелкие детали.
Если бы церковь Спасителя имела кровлю и была в хорошем состоянии, то могла бы простоять еще не одно тысячелетие. Наши предки строили на века. Несколькими годами ранее тем же Явузом Озкая были проведены восстановительные работы на мечети Мануче, церквях Тиграна Оненци и Абугамрец. Уже сейчас я уверен в успехе работ на церкви Спасителя — объекте, кстати сказать, очень сложном. Оценки не могут быть однозначными, но то, что процесс консервации идет, радует. Радует и то, что на стройплощадке между архитекторами и мастерами разных национальностей сложились доверительные и дружеские отношения, являющиеся залогом нашего дальнейшего сотрудничества.
В программу реставрационных работ в Ани включен и Кафедральный собор, но эти работы пока не начаты. Однако археологи уже произвели раскопки вокруг собора, раскрыты остатки круглой церкви Сурб Рипсиме у его юго-восточного угла. Возобновляются работы на Смбатовых стенах Ани и, похоже, в скором времени начнутся археологические работы на комплексе церкви Апостолов. К сожалению, доступа ко всем этим работам не имеют специалисты в области армянской археологии и архитектуры, все это делается исключительно турецкими археологами. Эту ситуацию надо исправлять активными требованиями армянских коллег.
- Ани с его множеством церквей во главе со знаменитым Кафедральным собором - свидетельство небывалого расцвета армянской церковной архитектуры. А как жители Турции реагируют на реставрацию армянских христианских памятников?Эти посещения позволяют им воочию представить структуру средневекового города и характер развивавшегося в нем искусства. А это может стимулировать внимание турецкого государства к сохранности исторического наследия.
Кроме работ по консервации памятников иностранные коллеги привлекали меня к проектам, целью которых была фиксация армянского наследия в восточной Турции. Одна из таких программ называлась "Ани в контексте", проводимая Норвежским институтом изучения культурного наследия, Всемирным фондом памятников и организацией "Анадолу култур". Речь шла о мониторинге памятников, связанных в историческом или архитектурном смысле с Ани. В течение недели мы посетили памятники армянской архитектуры вдоль реки Ахурян по турецкой территории, выявили постройки, нуждающиеся в срочном укреплении. Среди них знаменитый Мренский собор 639 года, церковь Сурб Саркис монастыря Хцконк 1024 года, ансамбль монастыря Оромос, основателями которого были армянские цари из династии Багратуни.
Все эти памятники находятся в крайне плохом состоянии, особенно Мренский собор, а это один из лучших храмов VII века. Собор десятилетиями ломали снаружи и изнутри, рыли ходы под основанием в поисках золота, крали камни. Разбиты и подкупольные столбы, но уже не из желания добыть камень, а для того, чтобы рухнул весь собор. Частично эта вандалистская цель достигнута, несколько лет назад легла южная стена, западная сдвинулась, любое землетрясение - и еще как минимум одна стена ляжет. Так что укрепление собора является первоочередной задачей. Эскизный проект стабилизации постройки подготовлен архитекторами-инженерами из США и Македонии. Они предлагают срочно укрепить собор металлическими опорами. Прошло три года, но финансов для работ по временному укреплению Мренского собора пока не нашлось, хотя речь идет не о миллионах, а небольшой по масштабам реконструкции сумме в пару сотен тысяч долларов.
- Всемирный фонд памятников оскудел?В этом году он сплотил нас вокруг идеи организации выставки, посвященной памятникам Ани. В экспозиции будут представлены фотографии, чертежи и несколько артефактов. Открытие выставки намечено на декабрь этого года в Стамбуле. Потом, по предварительной договоренности, экспозиция переедет в Ереван, затем в Осло, поскольку Норвежский институт изучения культурного наследия делает очень многое в плане документации и сохранения армянских памятников, в частности, и об этом я уже говорил, проект "Ани в контексте" финансировался этим институтом. Предполагается, что выставка пройдет также в Берлине, Нью-Йорке и, возможно, в Санкт-Петербурге. Я участвую в разработке концепции, поиске материалов. И это очень интересный процесс.