Армения
1,019,225 6,053
 

  turan 2017 ( Слушатель )
21 сен 2017 01:55:34

Неожиданный финал Сержа Саркисяна: конец русско-турецкому договору

новая дискуссия Дискуссия  144

Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель

http://www.lragir.am…view/58186

Руководство Турции ошибается, если думает, что оно может вечно держать в заложниках эти документы и ратифицировать по удобному для них случаю.

Переговоры по протоколам велись в нынешних условиях, для нахождения решений существующих проблем.

В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении их претворения в жизнь Армения объявит эти два протокола ничтожными. Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов, заявил Серж Саркисян с  трибуны Генассамблеи ООН.

Заявление Саркисяна – это начало конца его президентства. Симптоматично, что конечным сроком ратификации армяно-турецких протоколов он назначает весну 2018 года. Весной 2018 года завершится его второй и последний президентский срок, и Армения перейдет к парламентской форме правления. Чем будет потом заниматься Серж Саркисян, кто станет де-юре первым лицом государства, с кем будут иметь дело в Армении? Эти вопросы имеют также международное звучание.

Было бы наивно полагать, что Турция прислушается у «ультиматуму» Сержа Саркисяна и ратифицирует протоколы до весны. Но чтобы прочувствовать подстрочник заявления Саркисяна, следует взглянуть на историю появления этих протоколов.

Армяно-турецкие протоколы стали порождением футбольной дипломатии, старт которой был дан в Москве в июне 2008 года, в ходе первого визита Сержа Саркисяна в качестве президента. Будучи в Москве, он пригласил президента Турции Гюля в Ереван на футбольынй матч.

Была ли это идея Саркисяна, или ее подсказали в Москве, не важно, важно то, что Турция начала футбольную дипломатию не с Ереваном, а с Москвой. Анкара отреагировала на приглашение Сержа Саркисяна только после русско-грузинской войны, когда Москва практически решила проблемы Абхазии и Южной Осетии, тем самым продемонстрировав Турции, что готова таким же образом поступить и в "Арцахе" (Карабахе - прим).  

Министр иностранных дел России Лавров в 2008 году открыто говорил о том, что только в случае прогресса в "Арцахском" (Карабахском - прим) урегулировании может быть продвижение в армяно-турецких отношениях. В Москве тогда созревал так называемый казанский план. Серж Саркисян, будучи вовлеченным в сложную и многопластовую игру, вступив с одной стороны вместе с РФ в казанский процесс, с другой начал процедуру Ассоциации с Евросоюзом. Он решал тогда задачу укрепления собственной власти после 1 марта 2008 года, вернее, формирования собственной власти и облачения ее международной легитимностью, с тем, чтобы ее признали как в Москве, так и на Западе.

Саркисян решил эту задачу, не сформировав власть, но получив международное право для ее формирования.

Власть он формирует сейчас, упразднив должность президента и установив парламентское правление, что позволит ему сохранить рычаги власти. Сейчас он должен получить для этого международную легитимность.

Саркисян вновь оказался в центре многопластовой игры – с одной стороны он присягает в верности ЕАЭС, с другой заявляет о подписании в ноябре рамочного соглашения с ЕС, а также заявляет с трибуны ООН, что отказывается от кажущихся армяно-турецкими, но на деле русско-турецких протоколов.

Протоколы эти оказались в тупике после того, как в дело вмешался Запад и пресек футбольную дипломатию и русско-турецкую инициативу по изменению статус-кво через "Арцахское" (Карабахское - прим) урегулирование.

Наличие армяно-турецких протоколов стало дамокловым мечом над утвердившимся в регионе статус-кво. По большому счету, они стали «рефрешем» 100-летнего русско-турецкого договора, и, заявляя о намерении отказаться от протоколов, Серж Саркисян де-факто заявляет об отказе от русско-турецких договоров.

Это, безусловно, сигнал Западу и, возможно, шантаж в адрес России. Хотя не исключается, что заявление Сержа Саркисяна – проявление определенных метаморфоз в отношениях России и Запада, и «заложником» протоколов является не столько Армения, сколько Россия.

Россия также является «заложником» Апрельской войны, и из этого «плена» Москве не выбраться никогда. Апрель 2016 года продемонстрировал, что достоинство и самосознание армянского народа больше никогда не опустятся до уровня, который может перепрыгнуть Москва со своей турецко-азербайджанской стратегией.

После Апреля также были предприняты попытки проверить армянское общество «на вшивость», но планка оказалась крепкой. Москве в этом случае не остается ничего, кроме как сбросить как баласт армяно-турецкие протоколы, чтобы не оказаться за бортом региональных развитий.

Начало и финал президентства Сержа Саркисяна получились крайне сложными и многопластовыми. Если в начале президентства он шел навстречу русско-турецкому статус-кво, то теперь он заявляет о том, что выходит из игры.

Понятно, что Саркисян не желает оставаться вне игры, а это значит, что просто изменилась игра, и если не будет форс-мажоров, то весна 2018 года начнется для Армении без «тщетных протоколов», а Кавказ – без Московского русско-турецкого договора 1921 года.

Кстати, многие путают армяно-турецкие протоколы и футбольную дипломатию с армяно-турецкими отношениями. На деле армяно-турецкие отношения могут быть урегулированы без протоколов. 
Отредактировано: turan 2017 - 21 сен 2017 01:57:37
  • -0.27 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!