Михаил Делягин: Применение УК РФ к чиновникам дает потрясающие результаты— Наш аппарат очень четко следует правилам игры. Если правительство пять лет нагло и цинично, на глазах всей страны занималось саботажем майских указов президента Путина, то с какой стати чиновники должны выполнять хоть какие-то обязанности!? Если правительство Медведева объявляло, что у него нет триллиона рублей на исполнение майских указов, в тот самый год, за который оно само наращивало неиспользуемые остатки средств федерального бюджета на полтора триллиона рублей, то есть показывало, что у него в полтора раза больше денег, чем нужно!? И почему в этой ситуации кто-то должен исполнять свои обязанности? Зачем? С какого перепоя?
И глава Росавиации Александр Нерадько, по моему мнению, продемонстрировал такой подход достаточно ярко, когда рассказывал депутатам Госдумы, что не смог дозвониться до руководителя авиакомпании «ВИМ-Авиа». Что тот не брал трубку, потом убежал за границу, и поэтому Росавиация ничего не делает. В данном случае Нерадько, похоже, просто подражает старшим товарищам.
— Дело не только в том, что простым людям некуда обращаться, потому что у нас нет правосудия. Дело в том, что, судя по всему, некуда стучаться уже и президенту. И то, что глава государства не знает, куда обращаться, это эпитафия на той системе, которую он создал. И либо он начнет строить новую систему, которая способна защищать интересы и страны, и граждан страны, либо с ним может случиться то же самое, что с Николаем II (эта фигура сейчас популярна в обществе благодаря усилиям госпожи Поклонской), которого бросили все из-за его беспомощности.
Надеюсь, что Путин найдет выход из ситуации и выход очень простой. В Российской Федерации помимо Конституции есть замечательная бумага, которая называется Уголовный кодекс. И применение УК РФ к чиновникам РФ дает, не поверите, потрясающие результаты.
— Не думаю, что стоит ждать замен в составе правительства до президентских выборов. Это не технологично, потому что правительство и так складывает свои полномочия перед новоизбранным президентом, и его состав можно формировать заново. Конечно, изменить состав правительства перед выборами – замечательный политический ход, который бы обеспечил Путину большой процент голосов и очень большую и при этом искреннюю явку, но он не решит проблем управления. Здесь необходимо менять саму политику. Скажем, Антон Силуанов, министров финансов РФ, Денис Мантуров, министр промышленности и торговли страны и многие другие министры и вице-премьеры готовы в принципе осуществлять политику, направленную на развитие страны. Но дело в том, что президент занят внешней политикой и крупными инфраструктурными проектами и вряд ли думает о том, что социально-экономический курс времен Анатолия Собчака не вполне соответствует временам Владимира Путина.
— Я думаю, что это приведет именно к такому результату. В Советском Союзе не случайно был один единственный государственный банк. Это объективно обусловлено. Если вы ориентируетесь на интересы общества, то вам не нужно 1300 банков, как было у нас. Нужен один банк или, может быть, несколько специализированных банков. Государство должно сохранять командные высоты в экономике, если оно хочет развивать эту экономику, а не грабить ее. И мы уже идем к этому весьма уверенно – у нас сейчас есть Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и, извините, все остальное. Весьма наглядна статистика на этот счет. Еще даже до краха «Югры» и «Открытия» очень высокая банковская прибыль концентрировалась в 20-ти наиболее крупных банках. А все остальные финансовые организации, взятые вместе, были либо убыточными, либо, если им очень сильно везло, имели прибыль на грани рентабельности. Так что сокращение числа банков – это объективная закономерность развития финансового сектора.
Если вы хотите развивать страну, а не грабить ее, вы должны иметь компактную банковскую систему. И эта система должна быть централизованной, потому что банк – это посредник. А когда финансовая сфера начинает, как в США, аккумулировать 70 процентов общей национальной прибыли, — то это грабеж и ничего больше.
— В государственном управленческом аппарате привыкли не обращать внимание на президента Путина – от слова «совсем». Это – привычка, традиция, норма. И для того, чтобы эту норму сломать, президенту Путину придется сделать что-то более серьезное, чем публичное покачивание пальчиком в адрес господина Дворковича. К моему глубокому сожалению, российская управленческая система забыла о том, что Президент Российской Федерации существует в каком-то ином виде, кроме портрета, пришпиленного к стене в кабинете. А напомнит президент им об этом или нет, — посмотрим.