Слухи о скором уходе госсекретаря Рекса Тиллерсона ходят чуть ли не с самого первого дня его руководства Госдепартаментом. Тиллерсон не всегда соглашался с мнением Дональда Трампа, не имел опыта руководства крупным дипломатическим (да и в принципе – государственным) учреждением, не мог четко сформулировать свое видение внешней политики.
За более чем полгода на посту госсекретаря Тиллерсону так и не удалось восстановить приемлемый штат работающих в Госдепартамента после увольнения всех политических назначенцев Обамы.
Более трети постов в ведомстве до сих пор пустуют, многие вакансии месяцами не могут быть закрыты. Госдепартамент продолжает работать в автоматическом режиме, хотя это становится всё сложнее, когда
начальство перестает проводить еженедельные совещания и не требует от подчиненных строго выполнять все инструкции. Впрочем, понятно, что организационные проблемы Тиллерсона во многом связаны с общей бюрократической реформой, проводимой Трампом, а также с тем, что
многие президентские советники с открытым презрением относятся к работе Госдепартамента, рассматриваемого как средоточие либералов и “глобалистов”.Тем не менее,
в течение последних недель отношения Трампа и Тиллерсона, вероятно, пошатнулись окончательно. Сначала Трамп публично усомнился в целесообразности действий Тиллерсона по налаживанию секретного канала коммуникации с руководством КНДР. А затем журналисты NBS, цитируя слова своих анонимных источников в Белом Доме, сообщили о том, что
Тиллерсон в кругу своих советников назвал Трампа “идиотом” за некоторые непредсказуемые решения президента. Тиллерсон, конечно, всячески отрицает то, что он когда-либо оскорблял Трампа. Но эта история, хоть она, вероятно, и останется неподтвержденной, продолжает доминировать в медиа-пространстве и становится еще одной косвенной причиной для увольнения Тиллерсона.
Сам Тиллерсон, и не против бы уйти в отставку:
за 8 месяцев на посту он уже должен был понять, что работа госсекретарем ему просто не плечу. Однако Трамп пока отказывается принимать от него заявление об увольнении.
Тиллерсон вовлечен в важные переговоры по целому ряду проблем: корейскому кризису, пересмотру NAFTA, выходу из Парижских климатических соглашений, и его уход не лучшим образом скажется на их результатах для Америки. Да и к тому же остается неясным, кто именно будет готов стать преемником Тиллерсона.
Конечно, у Трампа всегда под рукой имеется традиционный список кандидатов на пост госсекретеря, которые рассматривались вместе с Тиллерсоном еще в декабре прошлого года. К ним относится, скажем,
бывший представитель США при ООН Джон Болтон. Но сегодня стало известно о том, что
Белый Дом может предложить место госсекретаря действующему главе ЦРУ — Майку Помпео, бывшему конгрессмену от 4-го округа Канзаса. Трамп, если довериться слухам, очень любит советоваться с Помпео по различным темам: от иммиграции до законодательной работы в Конгрессе.
Помпео — один из немногих членов президентского кабинета, который каждое утро проводит брифинг для Трампа по вопросам национальной безопасности и внешней политики. Он не самый известный член команды Трампа, но это даже и хорошо:
Трамп не рассматривает его как политикана, гонящегося за известностью. К тому же Помпео, возможно, будет готов взяться за подобную работу, для него она будет очевидным повышением в должности по сравнению с нынешним местом во главе ЦРУ.
Помпео — известный “ястреб” в контексте международной политики, сторонник использования “waterboarding” против подозреваемых в терроризме, открытый оппонент иранской ядерной сделки. В случае его вступления в должность госсекретаря
Помпео станет, пожалуй, самым влиятельным членом команды Трампа, выступающим за проведение более активной и агрессивной внешней политики.