Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору уже неоднократно обращала внимание общественности на серьезную проблему, связанную с ввозом белково-жирового продукта (сыроподобного продукта) на территорию России. Такая продукция не подлежит правовому определению, но вместе с тем неизвестным способом сертифицируется.
В связи с тем что Россельхознадзор не контролирует ввоз в страну так называемых сыроподобных продуктов, возникают следующие риски:
– поступление на территорию Российской Федерации опасного сыроподобного продукта, который может быть контаминирован патогенными микроорганизмами – сальмонеллой, листериями, золотистым стафилококком;
– сыроподобный продукт может содержать молоко, которое производится на предприятиях, не аттестованных к поставкам в Россию, в том числе по причинам несоответствия ветеринарно-санитарным требованиям;
– продукция, состоящая из растительных жиров с добавлением молочных, имеет значительно более низкую себестоимость и несправедливое конкурентное преимущество по сравнению с качественной отечественной продукцией.
Кроме того, под видом сырного продукта может осуществляться ввоз на территорию Российской Федерации низкокачественного сыра, возможно, украинского или европейского происхождения. Это создает высокий уровень риска нанесения вреда здоровью животных и человека. Отсутствие контроля ветеринарных служб Евразийского экономического союза за такой продукцией может повлечь за собой вспышки особо опасных и карантинных болезней.
Так, в период с 3 по 10 октября текущего года через ППУ «Красная Горка», расположенный на административной границе с Республикой Беларусь, в Российскую Федерацию
ввезено 37 партий белково-жирового (растительно-жирового) продукта общим весом 749 тонн. В том числе: 22 партии общим весом 445 тонн производства Республики Македония, изготовитель – Lactalis MK Logistika Dooel Skopje; 5 партий общим весом более 100 тонн происхождением из Китая, изготовитель – Shandong Yuxin Bio-Tech Co, Ltd.; 2 партии общим весом более 40 тонн происхождением из Сан-Марино, изготовитель – Formaggi S.r.l; 3 партии общим весом 59,9 тонны происхождением из Ирана.
Все производители отсутствуют в Реестре предприятий, обладающих правом поставок продукции на территорию России.
Изготовителями белорусского продукта являются СООО «Белсыр», ОАО «Молочные горки», ООО «Покет-Пак». Экспортерами в Российскую Федерацию из Республики Беларусь продукции третьих стран являются ООО «Глобалкастом», г. Минск, ООО «Газ Венчуре», г. Минск, РУП «Белтаможсервис».
В ходе контроля и отбора образцов установлено, что маркировочная этикетка на растительножировом продукте, произведенном в Македонии, идентична маркировочной этикетке на белковом продукте с растительным жиром, произведенном в Китае, Иране, что ставит под сомнение фактическое происхождение ввозимой в Российскую Федерацию продукции. А этикетки желтого цвета схожи с маркировкой сыров, производимых на территории Украины (фото представлены ниже).
Таким образом, не исключено, что с помощью переклейки маркировки происхождения и в объезд пунктов пропуска Россельхознадзора на территорию РФ поступает сыроподобная продукция. Ввоз данной продукции, произведенной на основе растительных жиров, фактически неподконтролен Россельхознадзору, так как она не относится к категории товаров животного происхождения, хотя содержит молоко. Подобная ситуация позволяет скрывать истинное происхождение продукции и осуществлять бесконтрольный ввоз.
Как уже было сказано, Россельхознадзором не осуществляется и не проводится контроль по качеству и безопасности ввозимой пищевой продукции сыроподобного типа, что вызывает самые серьезные опасения и способствует поступлению на российский рынок некачественной и опасной для жизни человека пищевой продукции.
Ситуация осложняется еще и тем, что при ввозе на территорию Российской Федерации не требуется представления контролирующим органам РФ ветеринарных документов (сертификатов) на продукты, в которых частично произведена замена молочного жира на жиры растительного происхождения.
Более того, ввоз сыра под видом сыроподобного продукта делает фактически невозможным нормальное развитие молочной отрасли страны, в которую инвестируются миллиарды рублей. Для понимания: если бы объемы сыра, нелегальным образом поставленного на территорию страны только за последнюю неделю, произвели в России, то для этого понадобилось бы не менее 8 тысяч тонн молока.
Проблему бесконтрольного ввоза сыроподобного продукта неоднократно поднимали российские производители молочной продукции, обращаясь к Национальному союзу производителей молока «Союзмолоко» с просьбой озвучить на государственном уровне реальную ситуацию. Но очевидно, что для правления этой ассоциации проблемы российских производителей молочной продукции выходят на второй план по сравнению с желаниями компаний, которые также входят в состав ассоциации, но при этом не заинтересованы в увеличении производства молока в России, а стремятся осуществлять его импорт и поставки со своих предприятий, расположенных на территории Беларуси.
Россельхознадзор поддерживает позицию всех государственных ветеринарных органов стран – членов ЕАЭС, которая неоднократно доводилась до сведения комиссии ЕАЭС, о необходимости включения продуктов сыроподобного типа в список поднадзорных Россельхознадзору (коды 1901; 1517 и 2106 ТН ВЭД ЕАЭС). Это позволит обеспечить систему соответствия качества, установить прослеживаемость происхождения и проследить весь путь движения сыроподобной продукции от производителя к потребителю, что значительно затруднит ввоз контрафактных и фальсифицированных товаров в Российскую Федерацию.
ссылка