Пока наше Министерство юстиции
судится с инвесторами, в Европе арестованы доли, принадлежащие Казахстану в зарегистрированных в Старом свете компаниях.
В частности, по решению окружного суда Амстердама наложен арест на акции общей стоимостью 5,2 миллиарда долларов в голландской компании KMG Kashagan B.V., которая, в свою очередь, владеет долей в 16,88% в Северо-Каспийском консорциуме, разрабатывающем уникальное
месторождение Кашаган на шельфе Каспия.
Кроме того, как говорится в коммюнике пресс-службы компании AscomGroup, суд Амстердама разрешил наложить арест на средства
Национального фонда Казахстана, переданные в управление голландскому филиалу американского банка BNY Mellon, и на казахстанскую недвижимость на территории Нидерландов.
В Швеции судебными исполнителями арестованы акции правительства Казахстана в 33 шведских компаниях стоимостью около 100 миллионов долларов, а также денежные средства, необходимые для уплаты налога на дивиденды с этих акций.
Такое решение Центральная служба судебных исполнителей Швеции приняла, чтобы исполнить решение Окружного суда Стокгольма от 21 августа текущего года, сообщает пресс-служба AscomGroup.
В пресс-релизе отмечается, что судебные исполнители отклонили запросы Национального банка Казахстана, который хотел вмешаться в процесс как третья сторона и требовал снять арест.
AscomGroup – компания Казахстану не чужая. Когда-то этот холдинг, контролируемый молдавским олигархом Анатолом СТАТИ, инвестировал в нефтедобычу в Мангистауской области.
В 2008 году у дочерних компанийAscomGroup – «Толкыннефтегаз» и «Казполмунай» – возникли серьезные проблемы с казахстанскими властями, завершившиеся расторжением контракта и посадкой в тюрьму топ-менеджера «Казполмунай». Который, впрочем, не отсидев и года, сбежал из колонии и, не имея на руках даже паспорта, благополучно добрался до Молдовы.
А инвестор подал на правительство Казахстана иск в международный арбитраж, обвиняя его в рейдерском захвате своей собственности и требуя возмещения убытков.
В январе 2014 года арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты установил нарушение со стороны Казахстана Договора об энергетической хартии, выразившееся в захвате иностранных инвестиций, и присудил к выплате истцам 506 миллионов долларов.
Казахстанское Министерство юстиции попыталось опротестовать этот вердикт, однако 9 декабря 2016 года Апелляционный суд Стокгольма отказал в отмене арбитражного решения.
Тогда нанятые Минюстом адвокаты подали иск в Палату по хозяйственным делам Судебной коллегии королевской скамьи Высокого суда правосудия (Английский суд), обвиняя Стати в искусственном завышении размера своих инвестиций.
6 июня британский суд
согласился с доводами казахстанской стороны. Как отмечалось в пресс-релизе Минюста, Казахстан смог доказать в Английском суде, что Стати, используя аффилированную с ним английскую компанию-пустышку Perkwood,
«мошенническим образом завысил стоимость оборудования, поставленного для строительства ГПЗ, на сумму более 100 миллионов долларов США. В действительности оборудование было произведено и поставлено добросовестно действовавшей независимой немецкой компанией лишь за малую часть этой суммы. Другие мошеннические действия включали выплату гонорара за фиктивные управленческие услуги в размере 44 миллиона долларов США и оплату за не существовавшее оборудование в размере 72 миллионов долларов США. Эти фиктивные суммы были отражены в проверенной финансовой отчетности компаний Стати».
Рассказывая об этом решении, мы тогда задались вопросом о юридических коллизиях, которые возникают, когда разные суды в разных юрисдикциях выносят противоположные решения по одному и тому же предмету спора.
Жизнь показала, что решение британского суда для шведского и голландского не является обязательным к исполнению.
В итоге за все может ответить казахстанский Нацфонд.
http://ratel.kz/outlook/v_gollandii_arestovany_sredstva_kazahstanskogo_natsfonda
Дела давно минувших дней всплывают... И даже британская крыша не помогла