Беларусь. Непредвзято.
125,503 1,646
 

  Удаленный пользователь
  05 ноя 2017 09:52:31

В Минске опять начались «заморозки»

новая дискуссия Дискуссия  202

В Белоруссии попытки наладить диалог с Европой и либерализировать экономику неожиданно сменились волной репрессий в отношении демократической оппозиции.
В какой-то момент могло показаться, что в Белоруссию вот-вот вернутся массовые протесты, такие,что сотрясали ее весной нынешнего года. 21 октября оппозиция организовала в самом центре Минска «Марш рассерженных белорусов 2.0». Его организатором выступил Белорусский национальный конгресс во главе с известным «уличным бойцом», экс-кандидатом в президенты и экс-политзаключенным Николаем Статкевичем.

Требования протестующих были просты: прекратить дедовщину в армии и не переписать, а полностью отменить так называемый декрет о тунеядстве. Акция протеста не была согласована с властями, как того требует закон. Статкевич только уведомил Мингорисполком о своих планах устроить митинг в центре города.

Однако на мероприятие собралось всего около 300 человек (включая «прохожих в штатском» и журналистов). Они беспрепятственно прогулялись по центру Минска с растяжкой «Лукашеску, ты урод. Хватит грабить наш народ!», высказались в том же духе и в очередной раз прокляли руководство страны. Статкевич традиционно обвинил Лукашенко в захвате власти. За окрестными домами стояли автозаки и дежурили ОМОНовцы, численностью многократно превосходившие собравшихся оппозиционеров.

Под конец протестующие озвучили свою резолюцию. Они потребовали полной отмены декрета № 3, поднять пенсии и вернуть социальные льготы ветеранам, афганцам, чернобыльцам; выступили против контрактной системы, которая «привязывает человека к рабочему месту». Акция прошла мирно, тем не менее, правозащитники сообщили, что после нее были задержаны два активиста кампании «Европейская Беларусь».

Однако основные «репрессии» начались почти неделю спустя, 27 октября. Была арестована активистка Белорусского национального конгресса Грета Соболевская, поздно вечером на рабочем месте был задержан активист «Молодежи БНФ» Дмитрий Сильченко, возле своего дома в Олехновичах задержали активиста гражданской кампании «Европейская Беларусь» Артема Черняка. Также член этого движения Леонид Кулаков сообщил, что сотрудники милиции явились в 1-ю городскую клиническую больницу, где он находится из-за травмы ноги, полученной после одного из административных арестов. О его дальнейшей судьбе пока ничего не известно.

В последующие дни задерживали и других демократических активистов, а кульминацией стал арест 30 октября Николая Статкевича. Через день суд дал 10 суток другому лидеру оппозиции, экс-кандидату в президенты Владимиру Некляеву, за интервью белорусско-польскому телеканалу «Белсат».

Интересно, что новый «хапун» начался после того, как 26 октября в Нью-Йорке на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН спецдокладчик по Белоруссии Миклош Харашти представил свой доклад по ситуации с правами человека в стране. Он заявил, что официальный Минск вернулся к подавлению тех, кто критикует политику Лукашенко. «В этом году страна вернулась к подавлению тех, кто критикует государственную политику…  Несмотря на некоторые фасадные изменения в методах, которые использует власть, она по-прежнему сохраняет в действиях те же самые законы. Причины этого циклического характера насильственного закручивания гаек в Беларуси заключается в системе управления, которая напрямую зависит от исполнительной ветви власти», — отметил Харашти.

Уличный боец

Самый популярный белорусский оппозиционер сегодня — Николай Статкевич, председатель Белорусской социал-демократической партии «Народная Громада». Поскольку партия официально не зарегистрирована, чтобы не подвергнуться уголовному преследованию, ее члены называют себя «оргкомитетом по созданию партии». При этом «Громада» — единственная из нескольких социал-демократических партий Белоруссии, которая является полноправным членом Социалистического интернационала.

Одновременно Николай Статкевич — самый заметный лидер Белорусского национального конгресса, альянса оппозиционных сил, созданного в 2015 году, после освобождения Статкевича из тюрьмы. Он был политзаключенным с 2010 года; его арестовали сразу после событий 19 декабря. Тогда действительно массовый митинг против фальсификации результатов президентских выборов перерос в массовые беспорядки в центре Минска. В результате за решеткой оказались около 700 человек, включая большинство соперников Лукашенко на тех выборах. Несколько кандидатов в президенты получили тюремные сроки, и Статкевич отсидел дольше всех, так как принципиально отказывался писать прошение о помиловании — не признавал себя виновным.

«Белорусский режим использует новую практику. Выносится судебное решение об административном аресте того или иного активиста, но его не заключают, как положено по закону, сразу под стражу, — рассказал „Росбалту“ соратник Статкевича, генеральный секретарь партии и известный белорусский политолог Сергей Марцелев. — Исполнение приговора силовики оттягивают до тех дат, которые им удобны. Это, как правило, даты новых массовых акций, так что такая практика позволяет арестовать неугодных политиков буквально накануне мероприятия. В данном случае Николая Статкевича арестовали накануне важной встречи с европейскими политиками в Киеве, на мероприятии „Евронест“, а это межпарламентская ассамблея ЕС и стран Восточного партнерства».

Глава представительства Евросоюза в Белоруссии Андреа Викторин сразу отреагировала на эти события. «Я была разочарована, когда услышала об аресте Статкевича», — заявила она в Киеве на «Евронесте». Впрочем, уже 2 ноября, выступая в Минске на экономическом форуме, Викторин ни словом не обмолвилась о Статкевиче. Она лишь общими словами пожурила белорусское руководство за «нежелание следовать демократическим принципам» и напомнила, что права человека, избирательное законодательство, смертная казнь и диалог с обществом в Белоруссии остаются под пристальным вниманием Европы.

Вчера была либерализация
Между тем, этой осенью официальный Минск пытался продолжить налаживание отношений с Западом, начавшееся примерно два года назад. Как напоминает аналитический ресурс Belarus in Focus, 24 октября США продлили приостановку санкций в отношении девяти белорусских предприятий: «Белнефтехима» и ее филиала в США (Belneftekhim USA), «Белшины», «Гродно Азот» и других. Но более важно для Белоруссии взаимодействие с Европой. Представители МИД республики  впервые приняли участие в Форуме гражданского общества Восточного партнерства, проходившем 26 октября в Таллине. По словам замминистра иностранных дел Белоруссии Олега Кравченко, «Беларусь активно участвует в Восточном партнерстве, это залог улучшения наших отношений с ЕС».

В свою очередь, начальник управления общеевропейского сотрудничества МИД Андрей Бушило на Форуме подчеркнул, что в «белорусском правительстве нет разногласий по поводу сотрудничества с Евросоюзом, все ведомства заинтересованы в улучшении взаимоотношений». В ходе проходившего параллельно бизнес-форума Восточного партнерства стало известно, что Европейский инвестиционный банк в 2018 году может предоставить Белоруссии средства на инфраструктурные проекты.

А 27 октября премьер-министр Андрей Кобяков встретился в Люксембурге с еврокомиссаром по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом. Встреча состоялась в рамках Белорусско-Европейского инвестиционного форума. В ходе переговоров Хан заявил о готовности работать над скорейшим подписанием всеобъемлющего соглашения о взаимодействии Белоруссии и Европейского Союза. Такое заявление из уст еврочиновника прозвучало впервые.

То есть еще буквально неделю назад и Минск, и страны Запада были готовы к продолжению и углублению взаимодействия по широкому перечню тем, включая инвестиции и подготовку базового договора. Однако тут вмешались белорусские силовики, начавшие череду арестов лидеров оппозиции, за ситуацией с которыми традиционно пристально следят в Европе. Важный момент: новая волна репрессий началась в канун местных выборов (назначены на февраль 2018-го). Как раз тогда, когда оппозиционные партии запустили процесс подготовки своих активистов к этому мероприятию.

Евросоюз всячески поддерживает даже микроскопические изменения белорусского избирательного законодательства и призывает Минск смягчать репрессивные практики, однако ограниченная либерализация, проводившаяся белорусским руководством после всплеска насилия весной этого года, оказалась прервана — маятник качнулся в другую сторону.

Можно сказать и так: происходящее сейчас отражает не только давнее противостояние между «реформаторами» и «охранителями» в окружении Александра Лукашенко, но уже и размежевание внутри самих «охранителей» (в большинстве своем — силовиков). Потому что еще совсем недавно глава МВД Игорь Шуневич объявил о серьезной либерализации Закона о массовых мероприятиях, которая, например, частично вводит заявительный принцип проведения массовых мероприятий. С другой стороны, вводится высокий штраф для партий и профсоюзов при организации несанкционированной акции, а также более жесткое регулирование для интернета. По неофициальной информации, планируется заблокировать работу телеканала «Белсат» (вещает из Польши) и блогеров по освещению протестной активности введением дополнительных требований, регулирующих работу СМИ на массовых мероприятиях.

Накануне Брюсселя

24 ноября в Брюсселе пройдет очередной саммит Восточного партнерства. Ожидается, что страны-участницы обсудят будущее инициативы с учетом таких факторов, как влияние России, деятельность Евразийского экономического союза  и конфликта в Украине. Еще в 2015 году ЕС в рамках Восточного партнерства перешел к отдельным программам в отношении Азербайджана, Армении и Белоруссии. Это привело к формированию нового формата взаимодействия стран — «Восточного партнерства +».

Между тем, Белоруссия хотя и является формально участницей Партнерства, до сих пор практически не участвовала в работе этой структуры. Во многом по той причине, что в Кремле не раз заявляли: «ЕС в рамках Восточного партнерства стремится противопоставить себя России». Иначе говоря, Александр Лукашенко, не видя прямых экономических выгод от этой программы, демонстративно жертвовал ею ради получаемых от Москвы бонусов.

Но теперь все иначе. Налицо рост интереса Евросоюза к сотрудничеству с Белоруссией, и «реформаторы» в окружении белорусского президента считают, что этот шанс упускать нельзя, а потому Белоруссия должна принять в мероприятиях в Брюсселе самое активное участие. В противовес этому «охранители» в окружении Лукашенко продолжают ориентироваться на Москву и отвергать всякое сотрудничество с Западом. Отсюда их тактическая задача — сделать сейчас так, чтобы в самом Евросоюзе отказались от улучшения отношений с Минском, а поводом может стать возобновление репрессий. Первый «успех» на этом пути достигнут: евродепутат  от Литвы уже предложил «не пускать» Лукашенко в Брюссель.

Получается, что этой осенью в Белоруссии заметная либерализация бизнеса — то есть экономические реформы — совпала с неопределенной политикой в отношении гражданского общества. Единства во власти нет: одни ее представители стараются сблизиться с Западом, тогда как другие это самое сближение разрушают, репрессируя представителей демократической оппозиции. Лукашенко хранит молчание, и, судя по ряду признаков, сам пока не определился, какую политику проводить в ближайшие месяцы. Это подтверждается, например, тем, что уже назначены местные выборы, но до сих пор нет ясности, состоится ли одновременно с ними референдум по отмене смертной казни и изменению Конституции страны.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.40 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  АндрК ( Дилетант )
  05 ноя 2017 20:53:28

 Если ты так переживаешь за своих либерасто-"демократических" собратьев- то давили мы эту шушеру и будем давить.
А  ты беги на поклон к московской скопированной с Израиля "Стене плача". Каяться за "грехи Сталина и коммунистов" - у вас это трендом уже 3 десятка лет...
https://cont.ws/post/759468
  • -0.44 / 6
  • АУ