Самый загадочный портрет 21 векаНаверняка, для многих словосочетание «самый загадочный портрет» ассоциациируется с произведением Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», но в реальной истории, более того, в наше время, существует еще один любопытный портрет, который открылся миру только в том году по случайному ( или нет) совпадению.
Эта история началась еще в 1917 году, когда имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. В тот период один из преподавателей Петроградской трудовой школы № 23, Владислав Измайлович, думал иначе, поэтому отважился сохранить хотя бы каплю истории.
Именно этот человек решил спасти работу своего коллеги Ильи Галкина, которая прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы.
В свою очередь, сам художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал его черной гуашью.
В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.Художник написал картину за считанные месяцы. Вождя пролетариата он изобразил в полный рост на фоне Петропавловской крепости и Исаакия. Вместо нового холста Измайлович использовал обратную сторону замазанного изображения.
Худсовет принял работу, даже отдал под портрет вождя ту самую раму ( сняв с нее все имперские символы), а позже установил ее на то же самое место, где прежде находилась картина имперских времен.
Портрет Ильича находился на том же месте, что и предыдущее произведение искусства целых 95 лет, пока школьники случайно не повредили нижнюю часть портрета, где была нарисована обувь Ленина.
На месте повреждения портрета проглядывал мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда было принято решение отдать картину в Русский музей для экспертизы.
Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне — портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и считавшийся утерянным.
Внизу холста были обнаружены многочисленные ровные разрывы — специалисты предполагают, что это следы от ударов революционных штыков. После проведения рентгеновских снимков полотна выяснилась еще одна интересная деталь: голова Николая практически полностью совпадает с головой Владимира Ленина.
Что именно сподвигло Владислава Измайловича написать портрет Ленина в год его смерти таким весьма необычным образом, похоже, навсегда останется загадкой. Вероятно, художник понимал, что советская власть не будет вечной и история расставит все на свои места. Возможно, в 1920-е годы был тотальный дефицит, подтолкнувший художника к этому шагу (справедливости ради стоит отметить, что вторичное использование холстов было вполне распространенной историей — в Русском музее таких примеров достаточно).
Так или иначе, Измайлович взял на себя смелость, рискуя репутацией и свободой, закрасить портрет Николая II краской, причем, такой, что любой при желании мог бы снять ее обычным мылом, но открылся этот портрет только спустя почти 100 лет. Возможно это простое совпадение, а, возможно безграничный символизм.
источник