Еврокомиссия поправками к Газовой директиве распространила на существующие и строящиеся газопроводы принципы, известные по «Третьему энергопакету», правда, с оговорками, которые снижают риск этих поправок для «Северного потока 2». Едва ли не более интересны разъяснения к закону о санкциях, принятых летом в США в отношении финансирования совместных с Россией трубопроводов
Поправки с оговорками
Еврокомиссия приняла поправки к Газовой директиве, которые коснутся существующих газопроводов, в том числе «Северного потока-2», однако страны ЕС смогут делать для них исключения. Как сообщал «Эксперт Online» со ссылкой на материалы Еврокомиссии (ЕК), цель поправок — сделать так, чтобы ключевые принципы энергетического законодательства ЕС применялись ко всем газопроводам, идущим по территории региона в или из третьих стран.
Пункты этих принципов хорошо известны, так как они соответствуют «Третьему энергопакету»: «недискриминационное» установление тарифов на прокачку газа, доступ к трубопроводам третьих сторон, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа. «Измененная директива будет применяться ко всем существующим и потенциальным будущим газопроводам в равной степени» — отметили в ЕК. При этом там предлагают дать государствам ЕС возможность предоставлять трансграничным трубопроводам исключения из правил директивы, но только если они не наносят ущерб конкуренции или безопасности газоснабжения.
Для существующих газопроводов (включая разрешенные ранее), которые пересекают несколько стран Евросоюза, принимать решения об исключениях будет первая страна, в которую входит газопровод, отмечается в документах. Таким образом, ключевое решение по проекту «Северного потока-2» должна будет Германия.
Американцы дали задний ход
Пока реализация «Северного потока-2» идёт практически по плану, констатирует аналитик энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко. Недавно стало известно о сокращении инвестпрограммы в этом году на 8%, но это не должно принципиально повлиять на сроки запуска газопровода. Указанные поправки принципиально не повлияют на реализацию проекта.
В настоящее время основные проблемы для проекта связаны с инициативами Дании, которая может запретить прокладку газопровода в своих территориальных водах. В таком случае маршрут газопровода может измениться (газопровод придётся прокладывать в исключительной экономической зоне страны), что повлечёт за собой дополнительные расходы, а также сдвинет сроки запуска газопровода.
Одновременно, отмечает Александр Собко, есть и неплохие новости. В разъяснениях США по применению нового пакета санкций указывается, что санкции распространяются на трубопроводные проекты, инициированные после 2 августа 2017 года. Правда, определённый простор для трактовок здесь остаётся, но в целом эта новость — «в плюс» для реализации «Северного потока-2».
Действительно, 31 октября Государственный департамент США выпустил Руководство по применению ст. 232 CAATSA (закона о санкциях), той статьи, которая относится к «экспортным трубопроводам энергоносителей, берущих свое начало в Российской Федерации». Помимо риторики по поводу того, «санкции к России будут вводиться за ее пагубное поведение, например, в ответ на агрессивные действия против Соединенных Штатов и наших союзников», там говорится, в частности, что при любой реализация статьи 232 будет проявлено стремление избежать ущерба энергетической безопасности партнеров США. Но самое главное заключено в двух разъяснениях: «Для целей статьи 232, проект считается начатым, когда был подписан контракт на проект. Инвестиции и договоры займов, заключенные до 2 августа 2017 года, не будет подлежать разделу 232 санкций».
В принципе это выводит из под санкций финансирование «Северного потока 2», наиболее позднее из соглашений по которому было подписано 22 февраля 2017 года — между Nord Stream 2 AG и компанией Allseas, по обеспечению мощностей для морской трубоукладки газопровода. Ранее угроза санкций вызвала сильную нервозность у финансирующих проект институтов.
Добавляется также, что основное внимание выполнению раздела 232 санкции будет уделяться энергетическим экспортным трубопроводным проектам, начатым во время или после 2 августа 2017 года (включая модернизацию таких трубопроводов). То есть, на перспективу России и ее партнерам обещаны неприятности, но пока уровень рисков всех, причастных к строительству Nord Stream сторон резко снижается.
Закрепление пройденного
В данном случае, указывает, в свою очередь, старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич, Европа вводит принцип всеобщего равенства для всех стран, входящих в ЕС, в части газопроводов, существующих или будущих. При этом, данные изменения вряд ли окажут существенное влияние на них. Дело в том, что эти принципы и так применяются, но не закреплены на уровне документов. Принятие поправок лишь документирует данные принципы.
Плюс к этому, продолжает аналитик, вводятся и определенные исключения, хотя они и не должны противоречить принципам конкуренции и безопасности газоснабжения ЕС.
Что же касается «Северного потока-2», то здесь также не стоит ожидать каких-то изменений, уверен Богдан Зварич. Дело в том, что данный газопровод нужен Европе, так как обеспечит диверсификацию поставок российского газа, а значит, положительно повлияет на ее энергетическую безопасность.
Европейские лоббисты сцепились друг с другом за «Северный поток - 2» Обнародованная в среду попытка Еврокомиссии навязать внешним газопроводам внутриевропейские правила игры выглядит опрометчиво. Она не учитывает ни структуру поставок газа в ЕС, ни сомнительные перспективы украинской газотранспортной системы, ни специфику новых проектов, ни интересы ряда европейских стран.
Предложенные Еврокомиссией поправки к Газовой директиве Евросоюза предполагают применение ключевых принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим по территории ЕС. Помимо самого ЕС, это имеет непосредственное отношение к еще, как минимум, шести государствам – Алжиру, Ливии, Марокко, Норвегии, Тунису и России с ее «Северным потоком». В дальнейшем – после ожидаемого выхода из состава ЕС - к этому списку может присоединиться Великобритания.
Составители материалов Еврокомиссии уже успели уточнить, что новые правила игры не имеют целью воспрепятствовать строительству каких-либо новых газопроводов, прежде всего «Северного потока-2». Напротив, цели заявлены исключительно благие: недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ к газопроводам третьих сторон, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа и так далее. По сути, речь идет о применении к внешним газопроводам принципов знаменитого Третьего энергопакета ЕС. Который предполагает, что монополист сетей распределения (в том числе, газопроводов) должен предоставить 50% их емкости конкурентам.
В качестве обоснования для этой новации в Еврокомиссии ссылаются на сентябрьское выступление ее председателя Жан-Клода Юнкера в Европарламенте. Необходимость соответствия внешних газопроводов принципам ЕС действительно была заявлена им в числе ключевых тезисов. Правда, 10 октября еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер на пресс-конференции в Вильнюсе констатировала, что у Евросоюза нет правовых возможностей остановить или блокировать проект «Северный поток - 2». Но уже через две недели стало известно, что Еврокомиссия все-таки готовит предложение о распространении правил Третьего энергопакета на трубопроводы из третьих стран.
Логика такого решения понятна. Признав, что помешать «Северному потоку-2» с помощью правовых механизмов невозможно, власти ЕС фактически признали аргументацию российского президента Владимира Путина, который неоднократно заявлял, что этот газопровод – чисто коммерческий проект.
Однако на практике политический контекст никуда не делся, что, видимо, навело европейских политиков на «свежее решение» - применить одни и те же меры ко всем газопроводам, ведущим в ЕС. Теперь у стран, чьи интересы могут затронуть предлагаемые новации, есть хороший повод задуматься: не оказались ли они заложниками принципа коллективной ответственности под предлогом борьбы за прозрачность и конкурентность?
«Натянуть сову на глобус»
Как подчеркивает независимый эксперт-экономист Александр Полыгалов, Еврокомиссия оказалась в парадоксальном положении. Вмешательство этого института было бы вполне обоснованным, если бы противникам «Северного потока-2» удалось доказать его вред для экосистемы Балтийского моря. В этом случае Брюссель, руководствуясь своим привычным «принципом предосторожности», мог принять упреждающие меры по предотвращению опасности для окружающей среды.
Однако решение юридической службы Совета ЕС о том, что вопрос о прямом газопроводе из России в Германию лежит в компетенции двух этих стран (а не Евросоюза, как настаивали противники «Северного потока-2»), предполагает совершенно иное поведение Еврокомиссии. Теперь, предполагает аналитик, Еврокомиссия сама должна обеспечить выполнение заключения Совета Евросоюза о том, что «Северный поток-2» есть частное дело между рядом коммерческих компаний.
Формально Еврокомиссия существует для того, чтобы обеспечивать выполнение законов, принятых Европарламентом и Советом ЕС, и не может выдвигать законодательные инициативы, прямо противоречащие тем или иным нормативным актам, принятым Советом ЕС. На практике же получается нечто прямо противоположное, и здесь нужно еще раз вернуться к упомянутому выступлению Маргарет Вестагер, которая сделала, на первый взгляд, малозначимую оговорку: правовых возможностей преградить путь «Северному потоку-2» нет, но «у нас есть правовые основания для обеспечения непопадания «Северного потока» в правовой вакуум».
«С точки зрения бюрократического крючкотворства ход сделан верный: договор об «СП-2» якобы находится в «правовом вакууме», и потому-де нужно этот вакуум ликвидировать, - заявил Полыгалов. – Хотя по сути это явная попытка натянуть сову на глобус. Утверждение, будто строительство дополнительной транспортной инфраструктуры для природного газа может как-то помешать свободным европейским рыночным агентам транспортировать газ по уже имеющейся альтернативной транспортной инфраструктуре (тем более - помешать последующему строительству других транспортных каналов, уже без участия России), с точки зрения логики не имеет смысла».
По мнению эксперта, одна из ключевых фигур в этом «креативе» евробюрократии - ответственный за энергетику вице-президент Еврокомиссии Марош Шефрович, который представляет Словакию «исключительно случайно», ведь это страна, через которую проходит маршрут транспортировки российского газа в Европу, альтернативный маршруту по дну Балтийского моря. Кроме того, именно Словакия стала одним из главных бенефициаров после отказа Украины закупать газ напрямую у «Газпрома». В результате украинские потребители получают все тот же российский газ, но прошедший реверсом через Евросоюз, прежде всего через Словакию.
«Смысла для Германии в инициативе Еврокомиссии нет никакого. Смысла для Европы в целом - тоже. А вот для кого такое предложение имеет смысл, так это для бюрократов из Еврокомиссии, которые получат возможность регулировать транспортировку газа из России. А также для вполне официальных лоббистов, которые в том числе входят в состав тех или иных комитетов Еврокомиссии и (гипотетически говоря) могут представлять интересы тех или иных бизнес-структур, имеющих конкретный коммерческий интерес, например, в транспортировке российского газа по территории, предположим, Словакии или Польши», – говорит Полыгалов.
По мнению эксперта, на сегодняшний день в составе Еврокомиссии, скорее всего, доминируют интересы лоббистов газотранспортных компаний стран Центральной Европы. Тогда как в составе Совета Европы, судя по признанию «Северного потока-2» «сугубо частным проектом», преимущество пока за лоббистами, близкими тем коммерческим структурам из Германии, Италии и других стран, которые начали этот проект совместно с «Газпромом».
«Значение имеет то, кто победит в этой возне лоббистов под ковром. Поэтому ответ на вопрос о том, насколько реализуемы все эти новации или же это просто пустое сотрясание воздуха, звучит так: безусловно, они реализуемы, всё зависит от того, где и какой будет процент прибыли», - резюмирует эксперт.
Обходные маневры
Даже если Еврокомиссия сможет провести свои неоднозначные инициативы, это отнюдь не означает того, что противникам «Северного потока-2» удастся воспрепятствовать проекту. Ключевым моментом здесь, опять же, является украинский транзит.
«Вероятно, до 2019 года все предложения Еврокомиссии не будут иметь непосредственного влияния на российский экспорт, поскольку до этого момента еще будут продолжаться поставки через Украину, - заявил заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков газете ВЗГЛЯД. - При этом очевидно, что в ближайшие годы никаких инвестиций в газотранспортную систему Украины сделано не будет, так что чисто технологически возможность поставок газа через Украину уже в 2020-е годы оказывается под большим вопросом. «Газпром», судя по всему, лучше европейцев понимает, что поставки через Украину могут быть технически неосуществимы если не через пять, то через десять лет. Как решить эту проблему по-другому, кроме строительства нового трубопровода, не вполне понятно. Поэтому европейцам, несмотря на возможные первоначальные проблемы договорного характера, придется находить общий язык с Россией».
Российский газ, напоминает Танурков, традиционно занимает приличную и растущую долю в европейском импорте. Соответственно, либо европейцы сами себе создадут проблемы, распространив внутреннее законодательство на входящие газопроводы, либо это законодательство потом придется менять задним числом для каких-то конкретных трубопроводов с учетом уже технической невозможности поддерживать поставки через Украину. Тем более, что значимые примеры таких исключений уже есть – достаточно вспомнить, как в прошлом году та же Еврокомиссия вывела газопровод OPAL, расположенный между морской частью «Северного потока-1» и газотранспортной системой Европы, из-под норм Третьего энергопакета, действуя, по сути, в интересах «Газпрома».
Кроме того, подчеркивает Танукров, есть и другие варианты обхода регулирования, предлагаемого Еврокомиссией. Например, когда будет построен газопровод ТАР и по нему пойдут поставки из Азербайджана, эта страна не сможет соответствовать новым правилам. Поэтому придется делать операцию своп: чисто формально, бухгалтерским путем будет считаться, что половина газа, поставляемого по ТАР, - это российский газ, а соответствующая доля, поставляемая по «Турецкому потоку» - азербайджанский. Аналогичным образом можно действовать и в случае с Норвегией, поскольку по тем трубопроводам, по которым поставляется норвежский газ, точно так же, как и в случае «Северного Потока», невозможно поставлять газ сторонних производителей.
«Пока непонятно, действительно ли Еврокомиссии удастся провести свою инициативу, а тем более, в какие сроки, - резюмирует Танурков. - Я совсем не уверен, что данные инициативы поддержат все члены Евросоюза и что все это обсуждение повлияет на строительство второго маршрута «Северного потока»».