"Другим фактором, обеспечивавшим высокий уровень жизни в Европе по сравнению с Азией, служило то, что в течение всей доиндустриальной эры европейцы — как по современным меркам, так и по меркам доиндустриальных Китая и Японии —
были неряхами, жившими в грязи и убожестве. Низкий уровень личной и общественной гигиены наблюдался в доиндустриальной Европе повсеместно. В дневниках европейских путешественников, посещавших Японию в 1543- 1811 годах, нередко подчеркивается исключительная чистота этой страны по европейским стандартам того времени.
Ключевой экономической проблемой, определявшей уровень гигиены в доиндустриальной Европе, служило то, что
людские нечистоты практически не имели рыночной ценности, поскольку их использование в качестве ценного удобрения для садов и полей было социально неприемлемо. Как отмечает Алан Макфарлейн, «
...если в Японии нечистоты приносили доход, то в Англии за их вывоз приходилось платить». В результате избавление от нечистот являлось в Европе серьезной социальной проблемой. Например, Сэмюель Пепис в октябре 1660 года жаловался в своем дневнике: «Спустившись в погреб... я увяз обеими ногами в куче дерьма, узнав таким образом, что переполненная уборная мистера Тернера затопила мой погреб». Очевидно, нечистоты, протекшие из соседней уборной, в Лондоне ХVII века были банальной бытовой неприятностью!
Напротив, в Китае и в Японии людские нечистоты - как моча, так и фекалии — представляли собой ценный продукт, который хозяева продавали крестьянам и который служил объектом борьбы для различных группировок, соперничавших между собой за право его вывоза. Нечистоты не выливали в выгребные ямы, канализацию и реки, загрязняя источники воды. Вместо этого в таких городах, как Осака, подрядчики в ХVIII веке даже находили выгодным устраивать на углах улиц уборные с целью продажи собранных таким образом нечистот."
Грегори Кларк, "Прощай нищета", 2007