О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян
Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной
вотчины (примерно в 70 верстах к северу от
Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой
[2]. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе
[3]. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.
Согласно царской грамоте от 30 ноября (
10 декабря)
1619 года, поздней зимой
1613 года уже наречённый
Земским собором царь
Михаил Романов и его мать
инокиня Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повёл их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в
Костромском Ипатьевском монастыре.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (
10 декабря)
1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «
обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …
Последующие
жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»)
[4], льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семенову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»)
[5], повторяют слова грамоты 1619 года
[6]. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род
[7].
В мемуарах
литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий подвиг неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе
Можайска:
Тут, в деревне Вишенце, мы поймали старого крестьянина и взяли его проводником, чтобы не заблудиться и не набресть на Волок, где стоял сильный неприятель. Он вел нас в одной миле от Волока, ночью же нарочно повернул к тому месту. Уже мы были от него в одной только версте. К счастью попался нам Руцкий, который в то время, проводив товарищей, вышедших из столицы к пану гетману, возвращался под самыми стенами Волока на свои квартиры в Рузу, где стоял с казацкою ротою. От него узнали мы, что сами идем в руки неприятелю, и поспешили воротиться. Проводнику отсекли голову, но страха нашего никто не возвратит
[8].
Официальный культ Сусанина и его критика
Времена Российской империи
Визит
Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила — основателя
династии Романовых; именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице
[9]. В «Словаре географическом Российского государства»
А. М. Щекатова (1804 год) Сусанин предстает как спаситель царской особы, а в 1812 году
С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования
[10]. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность
Н. И. Костомарову язвительно назвать всю историю подвига «
анекдотом», который «
сделался более или менее общепризнанным фактом».
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851—1918)
Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование
Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «
Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления
польского восстания 1830—1831 гг., когда стал востребован образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за государя.
Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным.
В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади
Костромы имени
Сусанинская и возведении на ней памятника «
во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».
Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних,
нигилистических формах. В годы реформ
Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета
Н. И. Костомарова «Иван Сусанин»
[11][12], вышедшей в феврале 1862 года в журнале «
Отечественные записки». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом. Костомаров писал: «
В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Фёдорович, — остаётся под сомнением…»
[13].
Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Чрез несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту.
— Костомаров Н. И. Иван Сусанин / Русская история в жизнеописаниях её деятелей
Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях
С. М. Соловьёва и
М. П. Погодина[14]. Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили
«не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». Он после кропотливого изучения архивов доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было.
М. П. Погодин, напротив, резко оппонировал Костомарову, обвиняя того в предвзятости и игнорировании исторических документов:
«Г. Костомарову дела нет до таких естественных рассуждений. Он оставляет их в стороне, и для возбуждения сомнения об истории Сусанина принимается разбирать, сравнивать и опровергать, одно за другим, рассказы новейших писателей, — таких историков, как С. Н. Глинка и Щекатов… (уж прибавить бы ему для разбора и либретто из оперы „Жизнь за Царя“, которое не уступает ни Щекатову, ни Глинке!).»[15]С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы, с открытием исторических обществ и
губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые сведения о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом. Наиболее значительный вклад в развитие историографии Смутного времени внесли работы костромских краеведов, таких как А. Д. Домнинский,
В. А. Самарянов, Н. Н. Селифонтов и Н. Н. Виноградов
[16].
Советское время
После
Октябрьской революции Сусанин попал в разряд «слуг царей».
Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг»: уже накануне первой годовщины революции в
1918 году началось разрушение
памятника Сусанину в Костроме. В массовой пропаганде 1920—1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг Сусанина — это миф. Однако в конце 1930-х годов произошла фактическая «реабилитация» Сусанина наряду с
Кузьмой Мининым,
Дмитрием Пожарским,
Александром Невским,
Дмитрием Донским и даже монархами
Иваном Грозным и
Петром Великим. В 1938 году вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну.
Подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками воплотил заветное стремление русского народа к ограждению своей национальной независимости
— Самойлов В. Кострома в середине XVIII века. // Северная Правда. 21.07.1938
Цит. поО том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в
Большом театре посвящённой Сусанину оперы
М. И. Глинки «
Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое
либретто. Следует отметить ещё один факт того, какое значение стали придавать сусанинскому поступку: в конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы
районный центр и
район, на территории которого он жил и погиб.
В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более «либеральная» и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х годов, когда с крахом советской власти «либеральная» точка зрения окончательно взяла верх.
В украинской литературе поддерживается точка зрения, что прообразом Ивана Сусанина был казак-разведчик
Никита Галаган, который
16 мая 1648 года в ходе
Корсунской битвы по заданию
Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и привел их войско в подготовленную засаду, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях
[17][18]. Следует отметить, что реальность Сусанина подтверждается царской грамотой, появившейся почти на 30 лет раньше даты подвига Галагана.
Память
Памятник 1851 года
В 1835 году указом
Николая I центральная площадь
Костромы была переименована из Екатеринославской в
Сусанинскую. 14
(26) марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика
В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб
Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «
Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружён фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами
[19].
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же
Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году
[20]). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.
Памятник 1967 года
Современный памятник Ивану Сусанину в
Костроме (1967)
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором
Н. А. Лавинским возле
Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция проста: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из светлого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как «дисгармоничный» облику исторического центра Костромы.
Другие памятники
Памятный знак Ивану Сусанину над Чистым болотом
Иван Сусанин изображён на памятнике
Михаила Микешина «
Тысячелетие России» в
Новгороде (
1862).
Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины — аллегорическое изображение России, была включена скульптором
А. Адамсоном в ансамбль
памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.
В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».
Прочее