Несмотря на то что "имперские замашки" польских властей вызывают критику многих стран, в самой Польше правящая партия "Право и справедливость" пользуется поддержкой электората
Территориальные притязании польских националистов звучат все чаще и принимают все более практичные формы: от лозунгов на митингах к перекрою географических карт.
Варшавский аэропорт имени Шопена немного "поигрался" с государственными границами. Залы прилета и отлета воздушного причала польской столицы украсили плакатом с ландкартой, на которой в состав "Четвертой Речи Посполитой" были включены части Западной Украины, Белоруссии и Литвы. В частности польским городом был обозначен Вильнюс.
Плакаты призваны декларировать независимости Польши "после 123 лет оккупации", комментировал неоднозначную рекламу ответственный за маркетинг аэропорта Хуберт Войцеховски, отмечая, что карта "является элементом образования".
Журналисты местных изданий тут же задались вопросом о допустимости подобного творчества. "Что же скажут иностранцы?", – вопрошали работники пера.
Историческая политика правящей консервативной партии "Право и справедливость" (ПиС) направлена на удовлетворение запросов правого электората внутри страны. Переизбирать ПиС будут не во Львове или Вильнюсе, а в Польше. Да и в среде заграничных поляков дерзкая политика памяти последних двух лет только добавляет "Праву и справедливости" голоса.
"Имперские" плакаты в варшавском аэропорту – продукт этой самой политики.
Реституция кресов – территорий сегодняшних Западной Украины, Беларуси и Литвы, входивших в состав межвоенной Польши – неотъемлемый элемент платформы ПиС. Потомки кресовян – самые верные и самые дисциплинированные избиратели партии Ярослава Качиньского. Идеи о воссоединении с "восточной окраиной", о возвращении утраченной собственности – игра на чаяниях этой части польского общества. Ядерный электорат требует. Не обещать нельзя.
Восточные кресы для поляков соразмерны Крыму в русском самосознании. Пример тому – история с дизайном новых польских паспортов. В преддверии столетнего юбилея восстановления независимости Польши МВД республики запустило кампанию "Спроектируй с нами польский паспорт – 2018". Предложенные экспертами графические мотивы были выставлены на народное голосование. В фавориты выбился вариант с изображением вильнюсских Святых ворот – параллель с российской двухсотрублевкой, на которой увековечен Памятник затопленным кораблям в Севастополе и Херсонес Таврический, напрашивается сама собой.
МИД Литвы резко отреагировал на польский паспортный креатив. Заместителю польского посла в Вильнюсе Гжегожу Познаньскому (новый посол Уршула Дорошевская на тот момент не успела прибыть в Литву – Sputnik) была вручена нота протеста.
И карта в аэропорту имени Шопена, и вариант дизайна нового польского паспорта лишь частные эпизоды в целой серии жестов Варшавы, транслирующих однозначный месседж: Вильнюс – польский город.
Транспаранты с надписью "Помним про Львов и Вильнюс" фигурировали на Марше независимости 11 ноября, организованном польскими националистами. Советская армия 17 сентября 1939 года заняла Вильно (Вильнюс), передала его Литве как оккупированную территорию и эта оккупация, на самом деле, длится до сегодняшнего дня, говорил 21 октября глава Образовательного центра в Повисле Рафал Моссаковский во время митинга против дискриминации поляков в Литве.
И хотя такие заявления пока еще озвучивают преимущественно ультраправые силы, установка на польский Вильно становится все более мейнстримовой. "Право и справедливость" уже не могут отказаться от запущенной ими агрессивной исторической политики, вступающей в конфликт с большинством соседей Польши. Сдать назад для ПиС равносильно политическому самоубийству, потерей ядерного электората. Поэтому польским правящим остается лишь наращивать обороты: активно раздавать на территориях Восточных кресов "карты поляка", увеличивать бюджеты Института национальной памяти, и, следуя на поводу у националистов, постепенно перенимать их повестку, в том числе и в отношении Вильнюса.
Ну а чтобы лишний раз не портить дипотношения с той же Литвой, претендуя на ее территории во внутриполитическом дискурсе и визуализируя эти притязания, Варшава могла бы обратиться к забавной хитрости, некогда примененной Эстонией.
В свое время, разрабатывая национальную евромонету, эстонцы отразили на ее реверсе собственные территориальные желания. К территории прибалтийской республики, по всей видимости (без лупы не разглядишь – Sputnik), были присоединены Печоры и Занаровье.
Последовали соответствующие вопросы.
Оригинальный выход из этой деликатной ситуации нашли в Банке Эстонии. На реверсе евромонет изображено "художественное представление художника о границах Эстонии", заявил сотрудник бюро по связям с общественностью Вильяр Ряэск, добавив, что поэтому он и "не может утверждать, что контур Эстонии в точности соответствует нынешним границам страны".
Художник… он так видит. Какие еще вопросы?!
Методичку с этим рецептом впору уже сейчас рассылать польским посольствам в Литве и на Украине. Историческое наступление Варшавы обещает усиливаться, карты с имперскими притязаниями – появляться чаще, и, конечно, все более агрессивно будет формироваться нарратив о польском Львове и Вильнюсе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции http://ru.sputniknews.lt/columnists/20171126/4460550/vilnius-nash-polsha-ne-hochet-ostavit-v-pokoe-litovskuy-stolicu.html