Исполняющий обязанности министра иностранных дел Зигмар Габриэль (СДПГ) в своей программной речи потребовал поворота в немецкой внешней политике в сторону большей независимости от США и к большей европейской самостоятельности.
Во вторник Габриэль выступил на внешнеполитическом форуме Фонда имени Кёрбера в Берлине, где собрались высокопоставленные политики и эксперты по вопросам внешней политики, и сказал, что США уже не являются «надежным гарантом либерального мультилатерализма». Одновременно, по его словам, изменилось и отношение Америки к Германии.
При Дональде Трампе США видят в Германии не только партнера, но и «конкурента, порой даже экономического противника», считает Габриэль. Нынешняя американская администрация занимает по отношению к Европе «однозначно отстраненную» позицию. Поэтому, по мнению Габриэля, Европа впредь должна более уверенно представлять и преследовать свои собственные интересы. «Сюда относится и создание новых ориентиров для политики в отношении США». Далее Габриэль сказал: «Другого пути во внешней политике нет ни для немцев, ни для Европы».
Три стороны конфликта между Германией и США
Исполняющий обязанности министра иностранных дел назвал три темы, по которым интересы Европы и США, с его точки зрения, особенно сильно расходятся. Во-первых, это принятые США санкции в отношении России, которые могут иметь последствия для немецких и европейских предприятий, участвующих в проектах российских трубопроводов — имеется в виду прежде всего газопровод «Северный поток — 2», который должен быть построен к 2019-му году. «Это угрожает нашим собственным экономическим интересам», — сказал Габриэль. США выступают против строительства «Северного потока — 2» с тем, чтобы снабжать европейские страны американским сжиженным газом.
Далее он назвал угрозу расторжения атомного соглашения с Ираном. Недавно Дональд Трамп отказался подтвердить действие этой сделки, как это предусматривается законом, и передать это соглашение в конгресс для изучения. «Это усилит опасность войны и затронет национальную безопасность», сказал Габриэль.
В-третьих, он назвал сообщения о планах администрации Трампа выполнить одно из предвыборных обещаний и признать Иерусалим столицей Израиля. «Все, что ведет к обострению кризиса, является контрпродуктивным, — сказал глава МИД ФРГ. — Германия не может позволить себе ждать решений из Вашингтона. Мы должны обозначить границы нашей солидарности».
Отношения с Россией
Габриэль подчеркнул, что Германия должна преследовать свою собственную политику в отношении России, базирующуюся на диалоге и сотрудничестве. «При этом центральным вопросом будет, сможем ли мы вернуть Россию в политику, основанную на соблюдении правил». Он затронул также обостряющийся конфликт между США и Россией в вопросе атомного разоружения. США обвиняют Россию в нарушении Договора о ликвидации ракет среднего радиуса действия в Европе. «Мне кажется, что мы можем оказаться на пороге новой атомной гонки вооружений в Европе. Мы, в Европе, были бы теми, кто пострадает от такой холодной войны 2.0».
Европейская стратегия
Этой речью исполняющий обязанности министра иностранных дел Зигмар Габриэль обозначил свою позицию в актуальном споре о трансатлантических отношениях. Еще в конце мая Ангела Меркель положила начало международной дискуссии о европейской стратегии, когда вскоре после первой поездки Дональда Трампа в Европу на встречу G7 и саммит НАТО она сказала в одной баварской пивной палатке следующее: «Времена, когда мы могли полностью положиться на других, прошли. Я почувствовала это за последние дни. И поэтому я могу лишь сказать: мы, европейцы, должны взять нашу судьбу действительно в наши собственные руки».
Ведущие эксперты в области внешней политики, напротив, высказались недавно в «трансатлантическом манифесте» «тем не менее, за Америку». Они писали: «Любой отход от этих трансатлантических связей несет в себе опасность особого немецкого пути, усиливает левых и правых националистов и угрожает европейскому мирному порядку». Они аргументируют тем, что внешнеполитическая позиция Трампа является в конечном счете позицией меньшинства в американской политике. Габриэль же, напротив, заявил во вторник, что нынешняя политика США не является каким-то проходящим феноменом. «Отношение США к Европе и после окончания правления Трампа в Белом доме не будет более таким, каким оно когда-то было».
Реакции на речь Габриэля
Участники конференции раздраженно реагировали на речь Габриэля. «С одной стороны, Габриэль описывает опасный мир», — сказал Томас Кляйне-Брокхофф (Thomas Kleine-Brockhoff), руководитель берлинского бюро американского фонда German Marshall Fund of the United States. «В то же время он уверен, что США при Трампе будут в течение продолжительного времени определять свои внешнеполитические ориентиры. Мне это кажется необычным».
Кляйне-Брокхофф критиковал далее, что Габриэль, с одной стороны, выступает за «французскую» позицию в оборонной политике, то есть за увеличение инвестиций и усиление автономии в оборонной политике. Однако он одновременно против повышения расходов на вооружение. «Здесь Габриэль просто несовместим с Габриэлем».
Депутат бундестага от ХДС Родерих Кизеветтер (Roderich Kiesewetter) высказался в том же духе: «Это была лебединая песня для США — однако я не знаю, откуда у Габриэля эта уверенность. Я ожидал больше критики в адрес России и к тому же признания трансатлантических отношений». По его словам, Германия должна сейчас сделать все, чтобы включить Трампа и США в трансатлантические отношения — вместо того, чтобы уже сейчас объявлять американо-европейские отношения окончательно испорченными».
Дипломаты из разных западных стран-партнеров отмечали, что эта речь была очень слабой в плане отношений с Россией. Многие участники конференции заметили, что Габриэль в своей речи вообще ни разу не упомянул НАТО.
Фру Меркель видимо не спросил.