Лидеры ведущих европейских государств, среди которых Германия, Великобритания, Франция, резко раскритиковали решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство. Президент Турции пригрозил разрывом дипломатических отношений с Израилем. Страны, входящие в Совбез ООН, потребо......
Лидеры ведущих европейских государств, среди которых Германия, Великобритания, Франция, резко раскритиковали решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство. Президент Турции пригрозил разрывом дипломатических отношений с Израилем. Страны, входящие в Совбез ООН, потребовали экстренного заседания. Дмитрий Родионов о том, почему Трамп принял такое решение и чем оно может обернуться. Разрушение Иерусалимского Храма римлянами
Возникает логичный вопрос: неужели Трамп не понимает последствий этого шага? Слова о том, что это он пошел на это решение из-за того, что «два десятка лет отложенных решений не приблизили к прочному миру между израильтянами и палестинцами», звучат как лицемерие, если не сказать больше — издевательство не только над народом Палестины, но и над здравым смыслом. Неужели Трамп не понимает, что он не только не поспособствует разрядке, но напротив — может вызвать очередной виток напряженности и еще дальше отодвинуть и без того туманную перспективу урегулирования арабо-израильского конфликта?
Вроде долго вынашивал это решение (полгода назад вновь отложил, хотя обещал это еще в рамках избирательной кампании, почему — позже поясню), обсуждал его с мировыми лидерами, в том числе с союзниками в регионе, консультировался со специалистами. Результаты последнего действия, впрочем, были предсказуемы, учитывая, кто у Трампа советник по палестино-израильскому вопросу (Джаред Кушнер).
Трампа предупреждали о последствиях. Даже ближайшие союзники в Европе (я уж не говорю об арабских странах) предостерегали от «ошибки», даже Великобритания не поддержала, а еще Германия, Франция, Турция, с которой отношения у Вашингтона в последнее время ухудшаются на глазах.
У Трампа есть потрясающая способность: вроде как даже руководствуясь «благими намерениями», создавать конфликт на ровном месте. Как в случае с КНДР. Или с «иранской сделкой», из которой он грозился выйти, что могло бы обрушить все усилия мирового сообщества по урегулированию проблемы и создать миру очередной никому не нужный источник головной боли. Тоже конфликт на пустом месте.
А, может, не на пустом? Трамп тут вовсю проецирует внешнеполитическую доктрину республиканцев, только в каких-то крайних формах, действуя нагло, бесцеремонно и без тормозов. Он ведь обо всем этом говорил еще, когда избирался, и это отвечает чаяниям консервативного электората, иначе Трампа просто не выбрали бы. И посольство в Израиле перенести он тоже обещал.
Он вообще много чего обещал. Покончить с миграционным кризисом, с Obamacare, реформировать НАТО, наладить отношения с Россией. Реальность оказалась суровее электоральных жестикуляций, перечисленное выше Трампу не позволяет сделать гигантское внутреннее сопротивление. Что касается Ирана и КНДР, то тут он сталкивается с гигантским внешним сопротивлением, причем, со стороны собственных союзников, которые явно не готовы идти на конфликт, фактически оставляя Трампа решать им же созданные проблемы в гордом одиночестве.
И вот вчера градус напряженности внезапно смеcтился с Дальнего Востока на Ближний. Ну, то есть не совсем внезапно, решение по посольству в Израиле плановое, его американские президенты принимают каждые полгода, только последние двадцать лет этим решением было «нет!», а Трамп сказал «да!».
Таким образом, на пустом месте создается новый конфликт, внимание общественности отвлекается как от КНДР, так и от внутренних разборок в американских элитах, консервативный электорат, в особенности крайне сильное в Америке еврейское лобби, — довольны. Для Трампа это если не успех, то хотя бы передышка.
Пожалуй, это и есть главная причина. Конечно, еще можно назвать совершенно логичными любые шаги Трампа, направленные на ликвидацию наследия Обамы (признание Иерусалима столицей Израиля можно рассматривать как ответ на прошлогоднее голосование обамовского представителя в ООН за антиизраильскую резолюцию). Нельзя не учитывать и то давление, которое оказывало уже упомянутое еврейское лобби (в свое время оно сильно поспособствовало созданию государства Израиль, несмотря на противоположную позицию у большинства представителей тогдашнего истеблишмента), интересы которого вынужден учитывать любой президент США.
Однако помимо давления лобби, есть еще здравый смысл, который должен подсказывать, где интересы любых лобби внутри страны начинают противоречить ее внешнеполитическим интересам. Поэтому с 1995-го года ни один президент не решился дать ход решению Конгресса о переносе посольства. Как, впрочем, никто не пытался добиться отмены решения. Все было пущено на самотек, вопрос оставлен без ответа «до лучших времен».
Про Трампа много говорят, что он очень импульсивный человек. Импульсивность в политике — это почти всегда плохо. Особенно, в сочетании с отсутствием опыта. Многие верили, что предприниматель у руля США сможет выстроить политику страны подобно бизнесу — четко, структурированно, эффективно. Вышло практически наоборот — каждый шаг Трампа может противоречить другому или и вовсе перечеркивать его, не закончив одно, он берется за другое. Непоследовательность, шатания и метания за менее чем полгода у власти стали «визитной карточкой» Трампа. Чехарда в окружении президента добавляет красок в эту палитру вашингтонского хаоса и анархии.
Именно поэтому, понимая, что у него ничего не выходит ни на одном из направлений, Трамп отчаянно пытается переключать кнопки общественного внимания, не задумываясь о последствиях. Как с той же Северной Кореей.
Так и с Иерусалимом. Вроде ничего такого не сделал. Бумажку подписал и то с оговорками, что нужно искать пути разрешения конфликта, садиться за стол переговоров и т.д. Казалось бы, ну, признал что-то там Трамп, на фактический статус Иерусалима это не повлияет — он оккупирован уже полвека и абсолютно вся планета (теперь кроме США) этот факт признает. Казалось бы, фактически от переезда посольства ничего не произойдет.
А вот как раз произойдет. И дело тут не только в том, что просто факт заявления Трампа может вызвать очередную интифаду и вспышку насилия в регионе (кстати, не исключено, что и против сотрудников американского посольства, вспоминаем Бенгази 11 сентября 2012). Тут может внезапно появиться намного больше подводных камней.
Своим опрометчивым шагом Трамп ставит в неудобное положение европейских союзников, которые уже поспешили откреститься от него, подтвердив верность резолюциям ООН по этому вопросу. Мало было у Европы и США разногласий? Мало было антироссийских санкций, которые Америке до лампочки, а вот Европе принесли немало головной боли? Мало вам угрозы разрыва «иранской сделки», которую европейцы считают своим достижением? Мало вам Ливии и Сирии, в которые Европу втянули именно Штаты, а теперь Европа платит за это миграционным кризисом и терактами на своей территории? Вот вам еще один клин тогда, коли мало.
Между тем европейцы уже на полном серьезе подумывают если не об обособлении от НАТО, то о создании некоторых дублирующих военных структур. Думают они и о экономической самостоятельности. Недавно глава МИД ФРГ призывал Европу не ждать решений США, а действовать самостоятельно, поскольку «США слабо исполняют роль всемирно значимой политической силы».
Все это обусловлено слабостью и непоследовательностью Вашингтона, который и в самом деле перестает справляться с ролью «гегемона». И это видят и понимают не только европейцы.
Это понимают и на самом Ближнем Востоке. И тут уже не просто недопонимание выходит, тут речь идет об откровенно враждебном для всех мусульман шаге, что явно не добавит популярность Америке, которая многими приверженцами ислама итак воспринимается в качестве воплощения Сатаны на Земле. Про Турцию я уже говорил — отношения с ключевым партнером по НАТО у США начали портиться еще при Обаме, а при Трампе процесс пошел еще стремительнее, дошло до откровенных угроз выхода Анкары из альянса. Выхода из НАТО скорее всего не будет, что бы там Эрдоган не говорил о перейденных Америкой «красных чертах», а вот закупки российского вооружения — уже факт. И совместные с Россией действия в Сирии. И разрыв отношений с Израилем тоже может стать фактом, который положит конец хрупкой стабильности, сложившейся в регионе после последних арабо-израильских войн.
Решение по Иерусалиму вызовет, мягко скажем, недоумение у другого ключевого союзника США — Саудовской Аравии, которая хоть и зависит от Америки по целому ряду пунктов, тоже не будет спокойно «проглатывать» все, хотя бы из-за боязни собственного населения, которому не объяснишь, что унижение мусульман отвечает «геополитическим интересам».
Кстати, вспомним прошлогоднюю историю, когда саудовцам достаточно было пригрозить, что они распродадут американские активы на 750 млрд долларов, чтобы США немедленно отказались от рассекречивания «саудовского досье» по терактам 11.09.2001 и разрешения судам требовать компенсации жертвам у КСА. Тогда Обама срочно летал в Эр-Рияд разруливать конфликт, добившись попутно отказа саудитов от крамольной идеи «ОПЕК-2» с участием России.
Интересно, что свое зарубежное турне Трамп начал с Саудовской Аравии, сразу договорился поставить оружие на 110 миллиардов, а уже в следующем месяце ветировал перенос посольства в Израиле. А вчера вдруг внезапно изменил решение. Думаю, теперь никого не удивит, что контакты Эр-Рияда и Москвы начнут еще быстрее интенсифицироваться. В том числе в области торговли оружием.
Кстати, напомню, что тогда же Трамп посетил Израиль. Все это время шли разговоры о тайных контактах Израиля и Саудовской Аравии, о чуть ли не формировании антииранского союза, который Трамп лично пестовал в пику глобалистской доктрине Обамы, пытавшегося втянуть Тегеран в сферу своего влияния. Нужно ли объяснять, что теперь точно никакого союза не будет, а Иран как раз получает шанс стать центром антиизраильского сопротивления исламского мира.
И где в действиях Трампа логика? А она там вообще была?
Увы, Трамп вновь попытался сделать хоть что-то, что можно было выдать за «победу» (ну, как минимум, за исполнение предвыборных обещаний), и снова проиграл. Причем последствия этого шага будут, может, не такими стремительными и страшными, как последствия ядерной войны с Северной Кореей, но они еще аукнутся не только региону, но и всему миру.
Почему весь мир категорически осудил действия Трампа? Не потому, что так любит палестинский народ и сочувствует его борьбе за независимость. А потому, что есть «международное право», самим Западом и созданное и теперь им активно нарушаемое. А если можно нарушать одному, то можно и другому. Вон пресс-секретарь посольства Палестины в Ливане Хасан Шашния пожаловался, что теперь опасное решение признать Иерусалим столицей Израиля могут принять небольшие африканские страны, стремящиеся не отставать от «тренда», заданного «гегемоном».
Иными словами, действия Трампа создали опасный прецедент. Как когда-то признание Западом Косова сделало возможным признание Россией Абхазии, Южной Осетии, присоединение Крыма.
В былые времена можно было бы понадеяться, что этот прецедент так и останется единичным случаем, как ситуация с ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра), которая не привела к «эффекту домино» по всему миру, а была фактически заморожена, притом на отношения Турции с миром это практически не повлияло. Но сегодня другое время, полностью непредсказуемое. И когда прецедентов становится несколько, они превращаются в тенденцию. Особенно когда начало кладет тот самый «гегемон», который когда-то писал правила международных отношений, а потом сам их начал рушить. Особенно в мире, где этот «гегемон» уже и не гегемон вовсе…
Дмитрий Родионов, RUPOSTERS
Источник