Более-менее разобравшись с налоговой реформой,
Белый Дом снова взялся за разработку проекта развития инфраструктуры. Вообще, если вспомнить обещания Дональда Трампа, то
план инфраструктурной реформы должен был быть принят еще в первые 100 дней его президентства. Однако это дата начала быстро смещаться в будущее: в первую очередь в связи с теми трудностями, которые образовались во время реализации других реформ. Например, реформа медстрахования в нормальном виде до сих пор так и не принята, а имплементация налоговой реформы заняла почти полгода вместо одного-двух месяцев, как ожидалось ранее.
Теперь
Белый Дом планирует опубликовать черновик инфраструктурной реформы до конца января. К этому времени к работе по написанию текста реформы подключатся и законодатели на Капитолийском холме. Пока что подробностей о готовящейся реформе сравнительно немного. Известно, что
администрация Трампа намеревается потратить от 1 до 1.5 трлн долларов на строительство новых инфраструктурных объектов и ремонт уже имеющихся. Эти средства будут выделены из бюджета
как напрямую — финансовыми траншами муниципалитетам и компаниям, так и косвенно — через субсидии и налоговые льготы. Стоит отметить, что
лишь около 200 млрд долларов будут перечисляться из федерального бюджета — остальные траты обеспечатся казной отдельных штатов и крупных муниципалитетов.
Крупной инфраструктурной реформы в США не проводилось уже очень давно — фактически еще со времен второго срока Дуайта Эйзенхауэра, который в конце 50-х гг. выделил значительные средства на строительство многих современных федеральных трасс, шоссе и мостов.
В последние десятилетия главными апологетами инфраструктурной реформы являлись Демократы: они уже давно предлагают вложить значительные средства в поддержание имеющейся инфраструктуры. В свою очередь
многие Республиканцы относятся к этой идее скептически: они понимают, что подобные траты могут не привести к ожидаемому эффекту, но при этом значительно увеличить госдолг.
Как раз проблема роста госдолга является, пожалуй, главным препятствием для инфраструктурной реформы.
Республиканцы и так уже заложили неизбежное увеличение долга на 1.5 трлн долларов своим уменьшением налогов. Им будет сложно объяснить разумность еще большего повышения долга в ходе дальнейших реформ. Оно же вызовет и ожидаемую негативную реакцию среди консервативных законодателей, членов House Freedom Caucus, озабоченных вопросами сбалансированного бюджета.
По мнению многих экономистов,
реформа Трампа в подобном виде окажется довольно половинчатой и не решит многих инфраструктурных проблем современной Америки. Например,
на ремонт и восстановление всей изношенной инфраструктуры в США уже сейчас необходимо потратить около 3 трлн долларов. Откуда взять эти средства — неясно. Штаты обычно используют для подобных нужд либо транспортный, либо бензиновый налог. Однако
получаемых из этих источников денег недостаточно, чтобы покрывать все необходимые расходы на поддержание имеющейся инфраструктуры, не говоря уже о строительстве новой.