Издание Washington Examiner со ссылкой на помощника госсекретаря США Уэсса Митчелла сообщило о том, что Госдеп начал переговоры с властями Дании по вопросу блокирования строительства газопровода «Северный поток-2», по которому Россия планирует в перспективе поставлять газ в Германию и другие страны Центральной Европы.
Об успехах американской дипломатии Митчелл отчитывался на слушаниях в подкомиссии сенатского комитета по иностранным делам. При этом он объяснил своим слушателям и то, почему бороться с российским газопроводом – настолько это важно. Помощник госсекратаря США заявил, что в случае завершения строительства «Северного потока-2» около 75% поступающего на Запад российского газа будет сконцентрировано в одном газопроводе, и заверил сенаторов, что и в Соединенных Штатах, и в Европе якобы существует консенсус относительно «ненужности» и «вредности» нового проекта. Выглядят подобные заявления по меньшей мере странно.
Ведь если в Европе действительно существует консенсус относительно «нецелесообразности» достройки «Северного потока-2», то европейцам достаточно отказать россиянам в выводе трубопровода к их берегам. Ну, или еще проще – банально не покупать поступающий по нему российский газ.
А раз проблема «СП-2» так волнует Вашингтон, значит «консенсус» все-таки не задался. Так оно и есть.
На днях стало известно, что немецкий приморский город Штральзунд уже одобрил «заход» в его береговую часть новой ветви «Северного потока». Визирование проекта органами местного самоуправления стало последним шагом перед согласованием его германскими федеральными властями, в котором сомневаться не приходится.
Кто же входит в «антисеверопоточную коалицию», позицию которой Вашингтон пытается выдать за «общеевропейский консенсус»? Речь идет о Польше, Эстонии, Венгрии, Хорватии, Литве, Латвии, Румынии и Словакии. Эти страны условно можно разделить на две группы: проамериканские патологические русофобы, вроде прибалтийских республик, которые будут упорно торпедировать любой российский проект, даже если им придется сделать ради этого себе харакири, и государства, имеющие традиционно хорошие или нейтральные отношения с Россией, но категорически не желающие зависеть от Германии – типа Венгрии и Словакии. Работать с Россией практически без посредников (когда Украина просто получает деньги за транзит) им, конечно, куда удобнее, чем перекупать топливо у жестких и прагматичных немцев. Впрочем, обижаться они могут теперь только на себя – если бы они систематически урезонивали киевский режим и не давали ему выпускать на волю националистических демонов, Москве, возможно, и не пришлось бы форсировать работы по «Северному потоку - 2». А так, как говорил один известный украинский политик, «имеем то, что имеем».
Нужно сказать, что Рекс Тиллерсон – человек более откровенный, и даже циничный, чем его подчиненный Митчелл. По информации все того же Washington Examiner, он прямо сказал, что ему не нравится перспектива лишения Украины статуса страны-транзитера российского газа. По словам главы Госдепа, наличие альтернативного газопровода будет позволять России исключить Киев из газовых схем и не платить в киевский бюджет транзитные налоги. Вот только не объясняет мистер Тиллерсон, почему мы должны платить Украине эти пресловутые сборы. Ведь Москва уже давно предупреждала Киев о том, что его враждебная и нестабильная политика рано или поздно приведет к прекращению транзита. Работать со страной, в которой представители правительственной коалиции в парламенте обещают взрывать газопроводы, – себе дороже.
Киев же после прекращение транзита начнет терять 2,7 миллиарда долларов в год, что составляет около 8% его государственного бюджета.
Причем эти миллиарды Украина сегодня получает с минимальными затратами, по сути дела, «продавая воздух».
К кому рванет Киев в попытке залатать огромную дыру, образовавшуюся в его казне? Естественно, к американцам, которым финансовые претензии Украины и так уже порядком поднадоели.
Кроме того, Москва получит возможность в случае прекращения платежей за газ с «Незалежной», банально перекрыть ей вентиль. Если не будет транзита – украинские чиновники банально лишатся и возможности в принудительном порядке «изымать» российский газ, идущий в западном направлении. А когда страна начнет реально замерзать, то это будет чревато новой, «антицветной» революцией, что, естественно, совсем не в интересах Вашингтона.
Ну и ключевой момент. Соединенные Штаты – главный выгодополучатель от газового дефицита в Европе. Если российского голубого топлива не хватит, Вашингтон с радостью протянет европейским друзьям руку помощи в виде судов, загруженных американским сжиженным газом по тройной цене...
Пока что гневные окрики по поводу «Северного потока-2» в Берлине просто игнорируются, а польские попытки повлиять на проект юридическим путем привели лишь к его «бумажной» реорганизации. Теперь Штаты решили надавить на «СП-2» «физически». Дело в том, что кратчайший путь прокладки труб пролегает мимо входящего в состав Дании (пусть и удаленного) острова Борнхольм. Поэтому гипотетически начать вставлять палки в колеса России Копенгаген вроде бы и может. До недавних пор он был лишен такой возможности с юридической точки зрения – так как, согласно закону, власти Дании имели право блокировать лишь прокладку трубопроводов, представляющих угрозу для экологической безопасности страны. Но две недели назад датский парламент принял странный закон, расширивший полномочия властей Королевства и позволивший им запрещать строительство объектов, неугодных Копенгагену с политической точки зрения.
В контексте же откровений Митчелла становится понятно, кому именно пришла в голову столь «блестящая» идея.
Вот только по факту попытка оказалась достаточно жалкой. Дело в том, что море – большое. И если Дания окончательно станет в позу, то 1200-километровую трубу достаточно будет удлинить всего на 10 километров и провести в обход Борнхольма.
Реализация проекта станет чуть-чуть дороже и немного затянется, но на общем фоне корректировки будут незначительными. Чего добьются таким образом Дания и США – непонятно.
Помимо «войны с трубой», европейские противники проекта вовсю занимаются «антигазовым пиаром», утверждая, что потребление голубого топлива в ЕС начинает падать, и Россия поэтому просто выбрасывает деньги на ветер. Вот только реалии свидетельствуют совсем о другом. В 2018 году объемы поставок российского газа в Европу стремительно выросли – в ФРГ почти на 9%, во Францию – на 6, в
Австрию – на 43, в Словакию – на 26, в Чехию – на 29. Поэтому повода опасаться падения спроса на российское голубое топливо, у нас пока нет.
Грустно лишь то, что некоторые европейские страны в своем слепом желании угодить Вашингтону готовы «отморозить себе уши».