19 декабря Грузия подписала контракт со швейцарской компанией SGS. Эта структура специализируется на таможенном мониторинге товаров и грузов. На первый взгляд, данное событие выглядит, как обычное рутинное мероприятие. Но в действительности в нем политики намного больше, чем экономики. Остроты ситуации придает тот факт, что
компания SGS будет осуществлять мониторинг на границах России с Абхазией и Южной Осетией. Для РФ — это межгосударственные рубежи, признаваемые официально и не подлежащие пересмотру. Для Грузии же речь идет об административных границах с территориями, «оккупированными» северным соседом.
И не случайно
оппозиция «Грузинской мечте» (прежде всего, политики из числа соратников экс-президента Михаила Саакашвили)
уже обвинила правительство в «предательстве» национальных интересов. Такие заявления делать не слишком сложно, особенно на фоне того, что
российский МИД публично поприветствовал данный шаг со стороны Тбилиси. Между тем,
Москва, которая также взяла на себя аналогичные обязательства, пока что не подписала никаких документов с компанией SGS.Сама эта история уходит корнями к соглашению ноября 2011 года между Грузией и Россией относительно таможенного администрирования. Оно сняло последний барьер на пути РФ в ВТО. По сути, оно было компромиссом, позволяющим всем сторонам сохранить лицо. Москва не отказывалась от признания Абхазии и Южной Осетии, Грузия не признавала «новых реалий в Закавказье» и настаивала на том, что мониторинг со стороны швейцарской компании де-факто поддерживает территориальную целостность. Сегодня же у каждой стороны также есть резоны поддерживать запоздалый контракт.
Он дает возможность открытия транзитных маршрутов поверх имеющихся политических разногласий (которые носят системный характер и не будут устранены в обозримом будущем). При этом «красные линии» никто не переходит. Однако, это не избавит правительства и России и Грузии от критики за «сдачу позиций» и отказ от максималистских установок.
//Сергей Маркедонов