Выйти на 1 000 рублей велел президент. На днях министр труда и соцзащиты официально похоронила даже призрачные надежды.
«Среднегодовая зарплата в Беларуси в следующем году в зависимости от сценария развития экономики составит 921 — 941 рубль», — сообщила при обсуждении пакета бюджетных законопроектов в Палате представителей 18 декабря министр труда и соцзащиты
Ирина Костевич.
Как пишет
tut.by, при этом она уточнила, что в реальном секторе средняя зарплата,
«безусловно, превысит 1 000 рублей», напомнив, что заработок бюджетников составляет 80% от зарплат реального сектора.
Обещать — не значит женитьсяНапомним, в апреле этого года, общаясь с коллективом «Речицадрев», Лукашенко сказал, что «
1 тысяча рублей — это тот минимум, который мы должны помочь людям заработать. А дальше шевелитесь сами. Конечно, мы будем подталкивать — и руководителей, и правительство. Но этот барьер, который у нас когда-то был, надо восстановить».На первомайском митинге та же Костевич заявила о том, что достижение 1 000 рублей средней зарплаты в 2017 году вполне реально.
«У нас с вами задача — повысить уровень жизни населения, а уровень — это прежде всего заработная плата. И задача стоит к концу года — не менее 1 000 рублей в среднем по стране. И мы с вами сегодня действительно двигаемся в этом направлении, и результаты трех месяцев показывают то, что темпы роста реальной заработной платы составляют уже 101%», — цитируют министра СМИ.
Кстати, 11 августа, ровно через 4 месяца после заявления о средней зарплате в 1 000 рублей,
Лукашенко заговорил о том, что в 2018 году она достигнет 1 500 рублей. При этом о зарплате в 1 000 рублей он высказался как о факте, практически состоявшемся.
А тут почти под елочку министр труда говорит, что на 1 000 мы не выйдем даже через год. О 1 500 и речи нет. Такой вот поворот.
Брест к концу 2017 года стабильно выйдет на среднюю зарплату в 1 тысячу рублей, заверил главу государства в августе председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата (включает подоходный налог и обязательный страховой взнос) в октябре по Бресту составила 848,4 рубля.
Без реформ средняя зарплата не превысит и $350Экономист
Лев Марголин в комментарии «БГ» отметил, что, по его мнению, в стране существуют две параллельные реальности:
«С одной стороны — Лукашенко, который заявляет о 1 000 рублей к концу года, о полутора тысячах рублей к концу будущего года. Но от него, как говорят, ничего не зависит. Расчеты делает правительство. Уж какие там расчеты — но какие-то делает. И чиновники видят, что у них ну никак не получается 1 000 к концу года. Причем нельзя сказать, что они ничего не делают. Во-первых, они сделали то, что зависело от них, — повысили зарплаты бюджетникам. Во-вторых, это всяческие статистические ухищрения».Речь идет, в частности, о переводе сотрудников на неполную рабочую неделю, на сокращенный рабочий день, хотя фактически они как работали, так и работают. Или в декабре их заставляют брать отпуск за свой счет, опять-таки, формально, потому что они ходят на работу.
«Но в результате получается, что та же зарплата, пересчитанная на меньшее количество отработанного времени, дает большую среднюю зарплату. Но, несмотря на все эти ухищрения, видимо, ее все-таки не хватает. И поэтому начинается: 1 000 — это не у всех, 1 000 — это в реальном секторе, а у бюджетников будет меньше… Т. е. Лукашенко делает заявления, а правительству, в частности, министру труда, приходится за них отдуваться», — считает Марголин.
По мнению экономиста, гнева со стороны Лукашенко не последует, потому что президент прекрасно понимает, что не все зависит от правительства. Тем более что и его члены давно говорят о необходимости реформ, но все упирается в решение главы государства.
«Без реформ наша экономика больше чем 300 — 350 долларов средней зарплаты в месяц не тянет и не потянет. Любое повышение без учета этого обстоятельства связано с печатанием пустых денег, а мы знаем, чем это заканчивается — очередным витком инфляции», — напомнил Марголин.
Сами власти не знают, какова реальная зарплата«То, что сказала Костевич, — это признание очевидного: повышение зарплаты до 500$ невозможно без очень серьезного ухудшения государственных финансов, баланса предприятий. И, слава богу, что от этого приказа власти отказались», — считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса экономист
Ярослав Романчук.
При этом он отметил, что вопрос реальности зарплаты — это вопрос подсчета инфляции.
«У нас ее считают крайне креативно, поэтому даже сами власти не знают, какова на самом деле реальная заработная плата. Мы можем судить только по денежным доходам домашних хозяйств: у 80% населения они меньше 300$. Это реалии. 1% живет суперхорошо, ни в чем себе не отказывая, а остальные — как бог на душу положит. Вымывание среднего класса, безусловно, происходит, как и обнищание населения, и это в ситуации, когда власти регулируют жестко цены, следят за тем, чтобы они не повышались».
По его мнению, зарплата может вырасти только в том случае, когда в стране будет больше денег в экономике, больше инвестиций. А для этого должны быть созданы условия по защите прав собственности, по экономической свободе и свободе торговли. Пока этого нет, ждать устойчивого экономического роста тоже не приходится.
«Поэтому нужно готовиться к тому, что для большей половины населения зарплата будет варьироваться в районе 300$ и надо будет выживать в условиях повышения тарифов на ЖКУ, транспорт, ну и, конечно же, тех денег, которые будет направлять правительство на обслуживание долга. Мы взяли в долг в надежде, что что-то хорошее из этого будет, допустим, экономический рост. Ничего не получилось, но долги остались, и за счет наших карманов их будут обслуживать», — заключил эксперт.
ссылка