После некоторой борьбы Киев сдался проводнику американских газовых интересов.
Сдача украинской газотранспортной системы (ГТС) иностранцам продолжается, набирая все более быстрые темпы.
Как стало
известно на днях, 23 декабря главой ПАО «Укртрансгаз» (подразделение государственной компании «Нафтогаз Украины», обеспечивающее хранение и транспортировку газа) был назначен гражданин Польши Павел Юзеф Станчак.
Пикантности этому назначению придает то, что с 2003 года Станчак трудился на руководящих должностях в структурах польской государственной газовой компании PGNiG. В частности, с 2016 года год он являлся техническим директором и членом правления подразделения PGNiG Technologie S.A., той самой компании, которая в феврале этого года получила контракт на строительство 72-километрового газопровода, соединяющего ГТС Польши и Украины.
Более того, это назначение является откровенно скандальным на фоне того, что 18 октября этого года PGNiG подписала с «Укртрансгазом»
соглашение о доступе к транспортировке газа внутри страны по украинской ГТС, а 30 октября –
об использовании украинских хранилищ газа. А теперь украинская ГТС и вовсе получается полностью «поляку отдана», перефразируя известные строки Лермонтова.
Подобное решение о фактической сдаче контроля за газовой системой страны полякам
не встречало поддержку даже в коридорах прозападной украинской власти, вследствие чего в августе СБУ заблокировала назначение Станчака, мотивировав это доступом на посту руководителя «Укртрансгаза» к документам, составляющим государственную тайну.
Тем более что на горизонте маячил более заманчивый покупатель. 21 октября этого года украинское издание «Зеркало недели» сообщило, что «Нафтогаз Украины» подписал меморандум со словацкой компанией Eustream a.s. и итальянской Snam S.p.A о передаче им с 2020 года в лизинг части ГТС Украины. Это выглядело тем
более логичным, что к тому моменту Украина получала газ, прежде всего, реверсом с территории Словакии.
Что же вдруг изменилось?
20 декабря суд Словакии арестовал поставки газа «Нафтогазу Украины» из-за долга в 21 млн долл. перед итальянской компанией IUGas (Italia Ukraina Gas). История с этим долгом довольно старая, по недопоставкам «Нафтогаза Украины» согласно договору 2003 года решение еще 19 ноября 2012 года вынес Стокгольмский арбитраж.
Однако до последнего времени итальянцам (точнее, держателям долгов обанкротившейся IUGas) не удавалось добиться каких-либо обеспечений возврата денег.
И вдруг Словакия пошла навстречу.
Очевидно, в этих условиях в Киеве остановили свой выбор на "польском варианте".
Тем более, именно Польша сейчас все более явно
пытается выглядеть «блокиратором» по доступу Украины в Евросоюз, то вводя «черные списки» въезда украинских чиновников, то закрывая въезд для украинских грузовых машин (убытки за последние месяцы составили уже миллиарды долларов), то заявляя, что «с Бандерой Украина в Европу не попадет».
Возможно, сдача украинской ГТС полякам была обставлена и иными кулуарными договоренностями, ведь
планы развития у PGNiG
огромные, не случайно она 29 августа этого года зарезервировала за собой 100% терминалов в порту Свиноустье на Балтийском море, через которые импортируется сжиженный газ из США и Катара, ключевого американского союзника в Персидском заливе.
...............................................................................................
Лоббистские возможности Вашингтона, не стоит сбрасывать со счетов.
Если Украина покупает уголь из Пенсильвании, отчего же ей не навязать и
газ из Техаса?