Цитата: pkdr от 03.01.2018 13:05:55Эммм... Сейчас приходится иметь дело с многоступенчатыми ракетами не от хорошей жизни потому, что с одной ступенью на орбиту на химическом топливе просто не выйдешь. Ну разве что строить ракету намного тяжелее, чем "Энергия" с безумными ценой и конструкторскими решениями.
Без ЯРД (ядерного реактивного двигателя) такое вообще возможно?
Иметь дело с многоступенчатыми ракетами приходится не от хорошей жизни, а по законам физики. Если объяснять на пальцах, то в достижении максимальной скорости истечения продуктов сгорания ракетного топлива из сопла участвует не только геометрия сопла (площади критического и выходного сечений), но и атмосферное давление. Поскольку атмосферное давление падает до нуля по мере набора высоты, то в идеальном случае геометрия сопла также должна плавно изменяться. Чтобы не возить с собой в космос устройство изменения геометрии сопла и тяжелую "одноступень" (по сути - пустой топливный бак), выбираются несколько "усредненных" режимов, для каждого из которых считается своя оптимальная геометрия сопла. Поэтому до определенной высоты отрабатывает 1 ступень, потом 2 и т.д.
Насчет ЯРД, плазменных, ионных и прочих не ЖРД двигателей тоже все предельно просто. У них очень маленький удельный импульс при относительно большом запасе топлива. Поэтому такие двигатели применимы только в вакууме, где не нужно преодолевать трение внешней среды; теоретически, они могут разогнать носитель до субсветовой скорости, только времени на это требуется достаточно много.
А так - эта тема развивается уже давно, по крайней мере, в МАИ кафедра "Электроракетные двигатели, энергетические и энергофизические установки" была создана еще в 1962 году. Все, что нужно, уже летало и летает.
Скромничаем мы как обычно, не умеем пиариться на весь свет, как Илона Маскакова, но это, скорее всего, и правильно в таких серьезных вопросах.