Утро на 60-й Северной Широте. За реальным окном - почти полярная ночь. За окном монитора – 2 мегабайта текста 3-й книги «…других гуманистов», каковой текст надо очистить от случайного мусора и причесать для отправки в свободный полет. Отсюда рождаются любительски-философские идеи о роли мусора в, как бы, эволюции мира.
Кажется, в 1970-х некий философ назвал мусор главным продуктом человеческой цивилизации, и привел обоснования. Огромный объем мусора, производимого нашей цивилизацией в индустриальную эру, и огромную ценность мусора для археологов. В первобытных мусорных кучах (только там!) археолог отыскивает связный комплекс артефактов, раскрывающих облик человеческой культуры миллион лет назад. А если мысленно шагнуть на миллион лет вперед, когда человеческая цивилизация (допустим) исчезнет, какой-нибудь межзвездный археолог будет, в первую очередь, искать свалки мусора. Мусор - истинное послание цивилизации к братьям по разуму во вселенной. В порядке философской шутки сообщалось, что идеальной цивилизаций следует считать такую, которая планомерно сосредоточила все усилия на производстве мусора.
В 1970-х это было шуткой. Любой житель развитой страны видел, что производятся, в основном полезные, и все более качественные потребительские предметы, а мусор - ну, просто мусор. Любой ученый мог сказать: опережающее производство мусора – это, в некотором смысле, макро-уровень негэнтропийного принципа. Самоорганизующаяся система (будь то бактерия или человечество) вынуждена затрачивать энергию на свою упорядоченность и, следовательно, по законам термодинамики, выбрасывать энтропию (тепловой мусор) в окружающую среду. В философском смысле энтропия - идеальный мусор, из которого уже ничего нельзя сделать, и даже археолог ничего не найдет в нем.
У Станислава Лема В НФ-романе «Эдем» (1958-й) приводилось описание фабрики по производству энтропии под видом товаров. Эта фабрика сначала производит из сырья какие-то сложные артефакты (напоминающие товарную продукцию), а затем, эту же продукцию дробит, плавит, и отправляет на вход, как сырье. Этот цикл де-факто есть фабрика превращения энергии (допустим, от атомной электростанции) в энтропию по принципу рассеяния тепловых потерь бессмысленного цикла в мировое пространство.
Это фантастика. Но майнинг биткоинов - реальность. Лемовская фабрика с «Эдема», только цифровая. Та фабрика производила бессмысленный материальный продукт, а майнинг-ферма производит бессмысленный цифровой продукт. Электроэнергия через компьютер рассеивается в виде тепла при вычислении новых цифровых кодов монет (коинов) заведомо лишенных практической полезности. Это - образцовый сегмент цивилизации, вступившей, как бы в «информационную эру». Это идеал…
…Идеал, к которому человечество упорно шло «через тернии к звездам». Через дебри становления кредитно-финансового рынка и валютных бирж, через компьютерную оцифровку денег. Через повсеместный переход к фиатным (заведомо необеспеченным) деньгам. Через хеджевые фонды, и рынок фьючерсов, на котором торгуются уже не товары, и не деньги, а некие разности между двумя числами, не отражающими ничего материального. Грандиозные объемы бессмысленных цифр перекачиваются через эти виртуальные насосы, и единственный материальный результат – это энергия, которая рассеивается кулерами миллиардов компьютеров, производящих тепловой мусор. Вся планета оцифрована – она в данный момент оценена в 5 квадриллионов долларов. Что означают эти 5 квадриллионов? То же самое, что означает номинал биткоина. Ничего.
Биткоин по-своему прекрасен. Это шаг человечества к следующий ступени на пути к идеалу информационно-мусорной цивилизации. Закономерный шаг после фьючерсных контрактов, как доминирующего биржевого товара. После торговли квотами на выброс парниковых газов (иллюзии, взятой из лженауки о «глобальном потеплении»). После деградации электронных СМИ до состояния насосов рекламного мусора (в экономике, политике, юриспруденции, и искусстве). После фетишизации «интернета вещей» (как принципа запихивания компьютерно-сетевых модулей в каждый бытовой предмет, без всякого смысла – просто, следуя тренду моды, слепленной мусорными СМИ). И после эпидемии бизнеса на копирайте, на спаме, на борьбе за мораль в социальных сетях, и принуждении к использованию цифровых технологий для слежки за самим собой.
Биткоин прекрасен полной свободой от связи с материальным миром. Фиатные деньги, финансовые инструменты фьючерсных бирж, парниковые квоты, и материалы желтой прессы, притворяются, что связаны с реальными вещами. Биткоин не притворяется. Он заявляет о себе, как о честной идеально-мусорной ценности цифрового мира. Его успех определяется (в философском смысле) именно этим. При майнинге вы получаете коин, фактически, за то, что потребляете электроэнергию, и рассеиваете тепло из кулера в мировое пространство. Оплата за уничтожение излишков энергетического товара. Это передовая технология по сравнению со сжиганием излишков зерна при кризисе сбыта аграрной продукции на заре глобального капитализма. Цепочка уничтожения товаров с целью обоснования производства товаров (см. фабрику «Эдема») сведена к кратчайшей схеме. Энергия произведена – энергия продана - энергия бессмысленно выплеснута. В принципе, оптимальный вариант - майнить биткоины прямо на электростанции. Зачем передача энергии по проводам к потребителю, если можно рассеять ее сразу на месте?
Биткоин (не как конкретная криптовалюта-Б, а как концепт получения пустых монет за рассеивание реальной энергии) прекрасен еще и тем, что на нем регулирующая роль классических денег в экономике исчерпала себя, достигла своего нижнего предела.
Это - днище.
После того, как в раскрутку параноидной сверхценной идеи биткоина включился ряд государств и крупных финансовых игроков, падать уже некуда. Можно добавить еще мелкий тюнинг (например, банковские кредиты в биткоинах), но днище достигнуто.
В 1969-м финансист Милтон Фридман предложил (условно) разбрасывать деньги (бумажные в то время) с вертолета – чтобы люди больше тратили, и чтобы финансовая экономика (уже тогда проявлявшая некие черты фабрики «Эдема» крутилась вопреки реальным потребностям людей). Криптовалюта-Б мощнее, чем «денежный вертолет».
Понятно: в 1969-м человеческая цивилизация достигла Луны и готовились осваивать далекие планеты. Тогда были надежды на НТР и стремительно-прекрасное будущее.
А сейчас (через полвека) человеческая цивилизация занимается… Сами видите чем. Но (хвала Ктулху и другим позитивным богам, если они есть) днище достигнуто. Точка.
В следующую экономическую эпоху человечество вступит (если вообще вступит – а я рационально надеюсь на это) только после сброса всей колоссальной и бессмысленной пирамиды цифровых финансов. Той пирамиды, которая сейчас лежит на материально-производственном секторе, создавая паразитные издержки обращения, многократно превышающие все мыслимые материальные издержки.
«За горизонтом лежит секрет нового начала» (с) Водный мир.
https://alex-rozoff.…44989.html