Уходящий год напоминал времена централизованного запуска все тех же государственных заводов и фабрик. Александр Лукашенко как
CEO (главный управляющий) модели ЗАО «Беларусь» наводил порядок в своем хозяйстве, стращал подчиненных, организовывал работу по финансированию всеохватывающего номенклатурного хозяйства, договаривался с Россией, вел переговоры с Евросоюзом, раздавал приказы по повышению зарплаты до $500 и обеспечению полной занятости.
Были громкие декларации совершить кардинальные, радикальные реформы для раскрепощения духа предпринимательства. Благие декларации заблокированы мощной бюрократий и номенклатурной практикой правоприменения. Были вливания в экономику большого объема новых, очень дорогих кредитов. По старой советской привычке деньги осваивали в междусобойчике традиционных госпредприятий. Под «честное слово» министров в очередной раз запустить заводы и фабрики. Были имитации социальной ориентации. Погоня под флагом «зарплата попиццот» за фетишем полной занятости закончилась провалом. Намерения диверсифицировать экономику вообще повисли в воздухе. Внутри страны нереформированный госсектор оставался распорядителем примерно 80% активов. Во внешней торговле замены российскому рынку снова не нашлось.
Усугубился кадровый застой. Те товарищи, которые более 20 лет вели страну в тупик низкой производительности, казнокрадства и бесхозяйственности, сменили пластинку. Вместо советских призывов «пятилетку в 4 года», «от каждого по способности, каждому по потребностям» - треп про «инвестиции в человеческий капитал», «дигитализацию экономики» и «IV промышленную революцию». Ускорилась миграция трудолюбивого, молодого и дерзкого человеческого капитала с профессиональными мозгами и руками. Тезис «молодым везде у нас дорога» дополнился словами «в Варшаву/Берлин/Лондон/Прагу».
ГЛАВНЫЕ ПРОВАЛЫ ГОДА Главный провал - неполучение кредита от МВФ. Около трех лет белорусские власти ублажали, уговаривали, убеждали Международный валютный фонд в необходимости предоставления Беларуси около $3 млрд. Были дорожные карты, инвестиционные форумы по всему миру, даже встречи с президентом РБ. Не помогло. Правительство уперлось рогом и категорически отказалось проводить реструктуризацию госпредприятий. Поскольку на госсектор приходится около 80% всех активов страны, то такая постановка вопроса означала: «Дайте нам кредиты под 2,25% , а мы сами их освоим». МВФ отказался. В результате правительство заявило о «победе», заняв через евробонды кредитов под 7,1-7,5% годовых. Правительство отказалось расставаться со своими шлаками и токсичными активами, соглашаясь заплатить за свою твердолобость дополнительно около $400 млн.
Провал N2 - ухудшение ситуации с занятостью. По состоянию на 01.11.2017г., при численности населения 9495,8 тыс., численность занятых в экономике составила 4347,1 тыс. - на 36,2 тыс. меньше, чем на начало 2017г. при сокращении населения за этот период на 9,4 тыс. Правительство отчиталось ростом экономики более 2%, промышленности - на 6,3%, сельского хозяйства - более 4%, но это не создало позитивный эффект на рынке труда. На этом фоне бессмысленность декрета N3 стала еще более очевидной. Правительство осталось в собственной утопии полной занятости (официальная безработица - 0,6%), не решившись кардинально изменить подходы к размеру пособия по безработице.
Провал N3 - резкий рост госдолга при сохранении всеобщей системы освоения бюджетных и кредитных ресурсов вне рамок профессиональных бизнес-планов. За январь-сентябрь 2017г. внешний долг госсектора в расширенном определении вырос с $22382,6 млн. до $24880,8 млн. - на $2,5 млрд., или с 46,8% ВВП до 47% ВВП. За январь-октябрь 2017г. правительство привлекло внешних госзаймов на сумму $3,7 млрд., а внешний госдолг вырос на 21,4%. Это большие и очень дорогие деньги. Внутренний госдолг составляет примерно 8,7% ВВП. Значит, общий госдолг (внешний и внутренний) по состоянию на 1.10.2017г. составил 55,7% ВВП. На обслуживание валового внешнего долга необходимо тратить 10,3% ВВП, или 15,6% экспортной выручки от продажи товаров и услуг.
А вот до чего довело освоение кредитов «красными» директорами. Объем плохих долгов, спрятанных в балансах банков и коммерческих организаций, превышает $10 млрд. В Беларуси нет ни одного государственного коммерческого предприятия, качество управления которого соответствует международным корпоративным стандартам. В оборот по-прежнему не вовлечено (не используется) около 2 млн. кв.м недвижимости. Около трети промышленных предприятий, 60% сельхозорганизаций и половина строительных компаний без господдержки убыточны или вообще превратились в корпоративные трупы.
Провал N4 - бюджетно-налоговый. Правительство сумело нейтрализовать требования бизнес-сообщества и независимых ученых по снижению налоговой нагрузки и издержек налогового администрирования. Налоговая проблематика вынесена за скобки декрета N7 о развитии предпринимательства. Сохранение налоговой нагрузки на уровне 53% валовой прибыли, когда органы госуправления перераспределяют 43-50% ВВП, оставило горький осадок для бизнеса и существенно снизило позитивный эффект от пакета документов по поддержке предпринимательства.
Провал N5 - кадрово-управленческий. Игнорируя требование Лукашенко ликвидировать конфликт интересов в органах госуправления, номенклатурно-силовые группировки продолжили управлять по-старому. Если в рейтинге
Doing Business 2018 Беларусь заняла 38-е место, то в рейтинге по качеству госуправления и регулирования устойчиво находится в 15% стран с самым некачественным управлением и регулированием. Как бы ни ператрахивал Лукашенко примерно 70 тыс. госслужащих, но почему-то на ключевых позициях по-прежнему остаются все те же лица. Они ни у кого не вызывают доверия. Они давно не хватают звезд с неба. Но именно в узком кругу шепчут главе страны нужные для себя слова.
ссылка