27 декабря 2017Приднестровье поставит на переговорах с Молдовой в будущем году вопрос об использовании гражданской авиацией аэродрома в Тирасполе. Об этом «Известиям» рассказал так называемый министр иностранных дел региона Виталий Игнатьев.В правящей Демократической партии Молдавии «Известиям» пояснили, что диалог об открытии воздушного пространства Приднестровья вполне возможен, однако требует детального подхода, передает
izvestia.ruХотя в последнее время эта проблема не была основной на переговорах, она абсолютно ложится в канву соглашения между Кишиневом и Тирасполем фокусироваться в первую очередь на социально-экономических аспектах отношений. Руководство Приднестровья уверено: использование тираспольского аэродрома позволит республике решить ряд экономических проблем, стабилизировать торговлю и в целом сделать регион более открытым для внешнего мира. Но для этого необходимо разрешение в первую очередь Молдавии для пролета через ее воздушное пространство. Кроме того, будущее аэропорта зависит и от Украины — второго соседа региона. Но Киев в этом вопросе ориентируется в целом на позицию Кишинева.
— Тема нашего аэродрома поднималась на разных этапах переговорного процесса. Возможность использовать аэродром в Тирасполе — очень важный вопрос. Это дополнительные ресурсы, рабочие места и новые логистические пути. Мы намерены продолжать работу и ставить этот вопрос на переговорах. Между нами и Кишиневом подписан протокол, где четко определены приоритеты — решение проблем гуманитарно-экономического характера. Аэродром — это тоже часть социально-экономической гуманитарной повестки. Его открытие — в интересах населения Приднестровья, — сказал «Известиям» Виталий Игнатьев.
Если Тирасполю и Кишиневу удастся договориться, то последнее слово будет за международной организацией гражданской авиации — ИКАО. По словам дипломата, многочисленные экспертные проверки подтверждают, что с технической точки зрения аэродром готов принимать самолеты. Иными словами, весь вопрос упирается в политику.
— Главное препятствие для использования нашей воздушной гавани — не техническое состояние взлетно-посадочной полосы, а политическое нежелание Кишинева открыть воздушное пространство над Молдавией, — добавил Виталий Игнатьев.
Идея перестроить военный аэродром в Тирасполе в пассажирский аэропорт появилась еще в 1991 году. Однако из-за конфликта 1992 года проект заморозили. В 1999–2000 годах воздушную гавань непризнанной ПМР использовали для регулярных рейсов для всей Молдавии из-за реконструкции кишиневского аэропорта. На это время в Тирасполе даже разместили молдавские регистрационную и таможенно-пограничную службы. За последние пять лет вопрос об открытии тираспольского аэродрома для гражданских самолетов поднимался несколько раз. Глава региона Вадим Красносельский пояснил «Известиям»: открытие аэропорта в Приднестровье зависит от Молдавии и Украины.
— Этот вопрос в первую очередь не к нам, а к соседям. Аэропорт готов к использованию, полоса позволяет принимать самолеты, мы сохраняем ее в надлежащем состоянии. Но решение за соседями, — сказал приднестровский лидер.
В Демократической партии Молдавии, члены которой занимают ключевые государственные посты, «Известиям» заявили, что не исключают обсуждения вопроса о работе аэродрома в Тирасполе. В пресс-службе отметили: переговоры, включая и эту проблему, должны вестись в существующем ныне формате.
— Кишинев никогда не пытался блокировать Тирасполь, но мы исходим из признанных в мире правил игры. В любом случае вопрос об аэропорте — это переговорный процесс, который не решается одной стороной, — сказал «Известиям» пресс-секретарь Демократической партии Виталий Гамурарь.
Он напомнил, что на протяжении многих лет в урегулировании не было сдвигов, а за последние месяцы удалось принять ряд важных решений, начиная от взаимного признания автомобильных номеров до дипломов в вузах. Поэтому к разрешению таких чувствительных для обеих сторон проблем надо двигаться постепенно.
— Кроме того, должны быть созданы примирительные комиссии, которые установят факты, что же произошло в 1992 году. В этом контексте будут возникать жизненные вопросы, в том числе они коснутся и аэропорта в Тирасполе, — подчеркнул Виталий Гамурарь.
В конце ноября после полуторагодового перерыва состоялась встреча в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье — стороны; Россия, Украина, ОБСЕ — посредники; ЕС и США — наблюдатели) в Вене. Тирасполь и Кишинев договорились работать по тактике «малых шагов» и решать социально-экономические вопросы. Дата следующего заседания пока не определена, но все участники переговоров надеются, что такого долгого перерыва, как в прошлый раз, удастся избежать.
izvestia.ruhttps://point.md/ru/…ostranstvo