По мере роста своих глобальных амбиций Китай все чаще использует ложные географические утверждения для оправдания экспансивных национальных интересов. В последнее время он «положил глаз» на Арктику, объявив себя «околоарктической державой».
В этой связи один западный наблюдатель отмечает, что никакого международно-правового определения «околоарктической державы» не существует и никогда не существовало. Единственным автором этого понятия является сам Китай, который пытается убедить всех остальных принять этот термин, точнее, смириться с ним.
Словосочетание «околоарктический», с тех пор как оно было впервые опубликовано около пяти или шести лет назад, является классическим примером того, как Китай корректирует концепции, принципы, и даже лексику, заставляя их служить оправданием своих расширяющихся национальных интересов. Процесс состоит из нескольких последовательных шагов.
Шаг № 1 Термин появляется в малоизвестном китайском академическом журнале. Изучить реакцию и продолжить…
Шаг № 2 Термин появляется одной из региональных китайских газет. Изучить реакцию и продолжить…
Шаг № 3 Термин используется в ходе общенациональной китайской конференции или семинара. Изучить реакцию и продолжить…
Шаг № 4 Термин используется в материалах агентства Синьхуа и статьях в газете China Daily. Изучить реакцию и продолжить…
Шаг № 5 Термин используется на международных конференциях и в программах академического обмена, проводимых в Китае. Изучить реакцию и продолжить…
Шаг № 6 Китай регулярно ссылается на этот термин в международных средствах массовой информации и на международных конференциях. Изучить реакцию и продолжить…
Шаг № 7 Китай издает политический документ, в котором излагается его позиция, его подразумеваемое право и подразумеваемая угроза «защищать» свои права.
Профессор-синолог Джун Теофил Дрейер из университета Майами добавляет еще один шаг.
Шаг № 8 Китай заявляет, что это «всегда» было элементом китайской политики, то есть ничего не изменилось. (Перевод: вам всем придется к этому привыкнуть, варвары).
Вышеупомянутый западный наблюдатель объясняет, что все это обычно начинается с открытия «древних» карт, судовых журналов адмирала Чжэн Хэ, обнаруженных при раскопках «артефактов» и т.п. Профессор Дрейер теоретизирует, лишь наполовину иронически: «Где-то в недрах озера Чжуннаньхай есть офис, который называется «Департамент новых древних документов». Внутри этого помещения работают мастера-каллиграфы, располагающие запасами бумаги, химически идентичной документам любой династии, которые необходимо «повторно подтвердить», а также аутентично воспроизведенными кистями и чернилами. Там действует настоящее конвейерное производство достоверных доказательств чего угодно».
Западный наблюдатель отмечает, что термин «околоарктический» не был проведен по всему этому длинному пути, и это, скорее всего, означает, что китайское руководство считает, что в нынешних условиях можно сократить процесс. Возможно, так оно и есть, учитывая успехи страны в установлении контроля над Южно-Китайским морем на протяжении последних нескольких лет.
Чему здесь удивляться, если Китай, возможно, готов заявить, что индейцы попали в Америку лишь вторыми. Западный обозреватель отмечает, что Китай в настоящее время формирует убедительно обоснование своего исторического присутствия на Аляске. «Околоарктическая» кампания имеет собственные цели, но также служит плацдармом для китайских претензий на историческую, культурную и цивилизационную роль в развитии Аляски и других территорий США.
Он объясняет, как даже беглый взгляд на карту мира может разоблачить наглость, если не абсурдность этих китайских заявлений. Самая северная точка китайской суши – округ Мохэ в провинции Хэйлунцзян, координаты которой 53/29 . По имеющимся географическим данным, существуют и другие «околоарктические» города в пределах одного-двух градусов от 53-й параллели, включая Дублин в Ирландии, Ливерпуль в Англии, Кале во Франции, Амстердам в Нидерландах, Франкфурт в Германии, Прагу в Чехии, Варшаву в Польше, Киев в Украине.
Ледокол под названием Xue Long совершил первое для Китая кругосветное плавание через Арктику в 2017 году
Западный наблюдатель пишет, что, поскольку Китай уже практически разобрался с Арктикой, теперь можно ожидать первых упоминаний о Китае как об «околоантарктической» державе». Профессор Теофель Дрейер, со своей стороны, ожидает появления на свет доказательств того, что адмирал Чжэн Хэ прибыл а Антарктиду еще до пингвинов. «Или, возможно, пингвины, учитывая схожую окраску, произошли от панд, которые прибыли в Антарктиду по ныне исчезнувшему сухопутному мосту из Китая», – пишет она.
Абсолютно в порядке вещей, что Китай с помощью инсинуаций «затесывается» в Арктику, к которой он имеет столь же убедительное отношение как Ирак, Марокко или Филиппины, и в то же время Пекин громко требует от Соединенных Штатов не совать свой нос в Южно-Китайское море, поскольку оно расположено далеко от территории Америки.
Если не выступить против этого небольшого лицемерия, такие претензии и усилия по захвату территорий, не принадлежащих Китаю, вполне могут в конечном итоге привести к успеху. Но это произойдет только в том случае, если они не встретят сопротивления. «Настоящие» арктические державы обеспокоены тем, что делает Китайская Народная Республика, но вряд ли они станут протестовать. В любом случае, Китай не станет слушать никого, кроме, пожалуй, друга президента Си Цзиньпина, Владимира Путина. Но Путин все еще считает, что может получить кое-какие выгоды от заигрывания с Китаем.
Как обычно, все упирается в Соединенные Штаты. Итак, мистер Трамп, если вы уже завершили свою агитационную кампанию с рэпером Jay—Z, может быть, скажете пару слов о Китае, Арктике и других блюдах на фуршетном столе?
Автор, Грант Ньюсхем – старший научный сотрудник японского Форума стратегических исследований, опытный американский дипломат с многолетним стажем работы в Японии и других странах Азииhttp://mixednews.ru/archives/129031