Во время Второй мировой войны авиаконструкторы каждой из воющих стран находились в постоянном поиске. На пути к своей цели - созданию более мощного и совершенного боевого самолёта - они порой создавали конструкции, которые значительно опережали своё время и даже в наши дни впечатляют специалистов и авиационных энтузиастов. Об одном из таких летательных аппаратов - уникальном
Vought V-173 - мы сегодня и поговорим.
Жил-был в США инженер по имени
Чарльз Циммерман (не путайте с немецким однофамильцем), который очень верил в светлое будущее аэродинамической схемы полукруглого крыла. Осуществлённая им в 1933-35 годах серия опытов и теоретических исследований показала перспективность конструкции самолёта с крылом сверхмалого удлинения, по краям которого должны были располагаться пропеллеры большого диаметра. Такой самолёт мог бы взлетать вертикально и зависать в воздухе (подобно вертолёту). Для демонстрации работы своей идеи Циммерман построил модель с резиномотором, которая успешно летала в ангаре.
Vought V-173, вид сзади. 1942 год
Чарльз Циммерман
Летающая модель самолёта с крылом сверхмалого удлинения, 1935 год
В 1937 году Чарльза Циммермана пригласили на работу в авиастроительную компанию
Chance Vought, которая с этого момента становится пионером в разработке летательных аппаратов нового типа - вертикального или укороченного взлёта/посадки. Успехи моделей Циммермана привлекли внимание военных и в начала 1939 года Чарльз участвует конкурсе под эгидой ВМС США. Именно как конкурсная работа и появился наш сегодняшний герой - легкомоторный
Vought V-173. Авиационный мир ещё не видел такой удивительной машины и самолёт сразу оброс смешными прозвищам -
Flying Pancake ("Летающий блинчик"),
Skimmer ("Шумовка"),
Flying Skillet ("Летающая сковородка") и прочими.
Продувка модели Vought V-173 в аэродинамической трубе. 1941 год. Фото: Langley Memorial Aeronautical Laboratory / NASA
В свой первый полёт "Летающий блинчик" поднялся
23 ноября 1942 года. Были обнаружены определённые проблемы с управлением - лётчику физически было трудно управлять самолётом из-за большой нагрузки на штурвал. После устранения этих недостатков, Vought V-173 начал налётывать один час за другим. Результаты впечатляли - для взлёта экспериментальной машине нужно было всего 60 метров разбега, для посадки хватало и 15 метров, а при достаточно сильном встречном ветре самолёт вообще мог взлететь вертикально. Идея Циммермана работала не только на модели!
Vought V-173 с запущенными двигателями перед взлётом. 1942 год
Vought V-173 в полёте. 1942 год
Vought V-173 на аэродроме. 1942 год
Vought V-173 на аэродроме, вид сзади. 1942 год
Дальнейшим развитием проекта должен был стать палубный истребитель
Vought XF-5U-1. Он должен был стать больше, мощнее своего "родителя" и нести в качестве вооружения 6 пулемётов
Colt-Browning M2. Основной задачей нового истребителя должно было стать сопровождение морских конвоев, где очень кстати пришлась бы его способность к вертикальному взлёту - планировалось оборудовать специальными площадками обычные торговые суда. Было построено 2 экземпляра Vought XF5U, но ни один из них так и не поднялся в воздух...
Vought XF-5U-1, 1946 год
Несмотря на всю перспективность этого направления и успешные полёты, разработки по проекту "Skimmer" и палубному истребителю XF5U-1 были свёрнуты в 1947 году. Основных причин было две - проблемы с финансированием и начавшийся переход ВВС США на реактивную авиацию.
Vought V-173 отправили в музей Смитсоновского института, где он и хранится по настоящее время, а пара
XF5U-1 была пала под гусеницами и ковшами бульдозеров. Так закончилась история этого проекта - передового технически и удивляющего глаз визуально.