Автомобильная отрасль России одна из самых зависимых от импорта
новая дискуссияСтатья509
Автомобильная отрасль России самая зависимая от импорта.
29 декабря 2017 года Росстат опубликовал таблицы "затраты-выпуск" за 2015 год. В составе промежуточного потребления автомобильной отрасли (ОКВЭД 34. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов) на импортированные товары и услуги пришлось 471,4 млрд. рублей, в т.ч. ~334 млрд. руб. на продукты автомобильной отрасли других стран и ~137,5 млрд. руб. на импортированные продукты других отраслей (крупнейшие из которых: "Изделия резиновые и полимерные" на 28,7 млрд. руб, "Электрические машины и электрооборудование" на 18,9 млрд. руб., "Готовые металлические изделия, кроме машин и оборудования" на 15,7 млрд. руб. и "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки" на 12,1 млрд. руб.).
Для сравнения приведу все компоненты промежуточного потребления автомобильной отрасли. 1. Торгово-транспортные наценки (затраты на услуги компаний оптовой и розничной торговли) - 212,9 млрд. руб. 2. Чистые (т.е. за вычетом субсидий) налоги на продукты - 31,8 млрд. руб. 3. Отечественные товары и продукты - 598,2 млрд. руб. 4. Импортные товары и услуги - 471,4 млрд. руб. ИТОГО промежуточное потребление - 1 314,3 млрд. руб.
Валовый выпуск отрасли составил 1 514,8 млрд. руб. в основных ценах (т.е. в ценах за без учета косвенных налогов: НДС, акцизов, таможенных пошлин), в т.ч. валовая добавленная стоимость (1514,8 - 1314,3) = 200,5 млрд. руб.
Если в среднем по экономике соотношение импорта в промежуточном потреблении к валовой добавленной стоимости всех отраслей составило 10,9%, то в автомобильной отрасли это соотношение равно 235,1%! Следующие по зависимости от импорта отрасли имеют существенно более низкий уровень зависимости:
1. Производство резиновых и пластмассовых изделий - 103,6% 2. Текстильное производство - 99,2% 3. Производство офисного оборудования и вычислительной техники - 95,2% 4. Деятельность воздушного и космического транспорта - 73,6% 5. Производство табачных изделий - 68% 6. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 54,5%. 7. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 51,6% 8. Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи - 51,1% 9. Производство одежды; выделка и крашение меха - 50,3%
Все остальные отрасли имеют соотношение ниже 45%. Для примера приведу самые значимые (с ВДС более 2 трлн. рублей):
1. Операции с недвижимым имуществом - 2,1% 2. Финансовое посредничество - 3,5% 3. Оптовая торговля - 4,1% 4. Добыча сырой нефти и природного газа - 4,1% 5. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды - 4,8% 6. Розничная торговля - 5% 7. Деятельность сухопутного транспорта - 5,4% 8. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 6% 9. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - 6,9% 10. Предоставление прочих видов услуг - 7,7% 11. Здравоохранение и предоставление социальных услуг - 12% 12. Строительство - 13,3%
Если же рассматривать просто долю импортных продуктов в промежуточном потреблении отраслей, то ситуация выглядит немного по другому:
Автомобильная отрасль по прежнему в лидерах по зависимости от импорта с 35,9% против 11,5% в среднем по экономике (т.е. при скромном вкладе в ВВП в 0,27% на нее приходится 5,76% от всего импорта задействованного в промежуточном потреблении) . В этом контексте особенно любопытна бытующая в ветке МЭК теория заговора о "переклейке бирок" и "отверточном производстве" (это они про ВСЁ производство в США). Что эти горе-конспиролухи могли бы сказать в этом случае?
Цитата: Oracle от 11.02.2018 07:45:36Автомобильная отрасль по прежнему в лидерах по зависимости от импорта с 35,9% против 11,5% в среднем по экономике (т.е. при скромном вкладе в ВВП в 0,27% на нее приходится 5,76% от всего импорта задействованного в промежуточном потреблении) . В этом контексте особенно любопытна бытующая в ветке МЭК теория заговора о "переклейке бирок" и "отверточном производстве" (это они про ВСЁ производство в США). Что эти горе-конспиролухи могли бы сказать в этом случае?
Собственно этим все и сказано. Массовый автопром слаборазвит и имеет небольшие объемы. Это заметно даже без таблиц, глядя на продукцию ВАЗа и всяких УАЗов.
Если в среднем по экономике соотношение импорта в промежуточном потреблении к валовой добавленной стоимости всех отраслей составило 10,9%, то в автомобильной отрасли это соотношение равно 235,1%! Следующие по зависимости от импорта отрасли имеют существенно более низкий уровень зависимости:
3. Производство офисного оборудования и вычислительной техники - 95,2%
Вот тут особенно обидно стало. В аффтамабилях на месте и кузовную штамповку делают, и движки. Электрику, какую-никакую, мелочёвку всякую, от шин до сидений... Ан нет, вычтех и офиска, где своего ничего нет в принципе, уделывают, по отношению добавленого к импортированному. Знаете обо што это говорит? Об то, что коммерс, покупая оптом ифоне, в Кетае, продаёт его вам, почти в два раза дороже. И на эти два процента живёт. Но, радует, что уж вычтех-то от импорта считай, не зависит, по сравнению с... Такъ победимъ... Откуда вы берётесь, жертвы ЕГЭ?
Цитата: mse от 12.02.2018 10:15:05Вот тут особенно обидно стало. В аффтамабилях на месте и кузовную штамповку делают, и движки. Электрику, какую-никакую, мелочёвку всякую, от шин до сидений... Ан нет, вычтех и офиска, где своего ничего нет в принципе, уделывают, по отношению добавленого к импортированному. Знаете обо што это говорит? Об то, что коммерс, покупая оптом ифоне, в Кетае, продаёт его вам, почти в два раза дороже. И на эти два процента живёт. Но, радует, что уж вычтех-то от импорта считай, не зависит, по сравнению с... Такъ победимъ... Откуда вы берётесь, жертвы ЕГЭ?
не в офиске дело, а в том что локализацию считают в деньгах, ну а в связи с ростом курса и получаются некрасивые цифры хоть статья и 2014 года, но всё достаточно чётко описано https://transport.74…77280.html
Цитата: mark.76 от 12.02.2018 20:27:37не в офиске дело, а в том что локализацию считают в деньгах, ну а в связи с ростом курса и получаются некрасивые цифры хоть статья и 2014 года, но всё достаточно чётко описано https://transport.74…77280.html
Как раз в офиске. Любой может зайти в какой ДНС или СНР и окинуть взглядом. Отечественного, только буквы на китайских коробках. Но, цукка, 95% к "добавленной стоимости", вынь да полож! Жалких 95%. А тут щщитоводы посчитали только навар конечных автопроизводителей и сделали вывод космического масштаба и космической тупости.
Цитата: mark.76 от 12.02.2018 20:27:37не в офиске дело, а в том что локализацию считают в деньгах, ну а в связи с ростом курса и получаются некрасивые цифры хоть статья и 2014 года, но всё достаточно чётко описано https://transport.74…77280.html
К сожалению факты говорят о других тенденциях. Реакцией на обвал курса рубля 2014-2015 гг стало резкое снижение объемов производства, хотя реальное снижение в автомобильной отрасли началось в 2013 году, а конкретно по отечественным моделям еще в 2012 году. Всего же за период с 2013 по 2016 год общее снижение количества произведенных автотранспортных средств (легковых автомобилей, коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов) составило 41,6% (производство упало на 929 тыс. автомобилей в год).
Судя по статистике продаж автомобилей в России (xls) можно сказать, что курс подкосил в первую очередь не сколько производство сколько импорт готовых иностранных автомобилей, причем эдак в 11-15 раз (конечно, все это построено на допущении, что речь не идет о росте запасов готовых авто на складах). Я это определил на основе разницы между проданными (т.е. производство + импорт) и произведенными автомобилями (экспортом при этом пренебрег за его незначительностью):
Возвращаясь к теме доли импортных комплектующих в российских авто остается констатировать, что курс рубля не сказался существенно на этой самой доле. Снова смотрим таблицы "затраты-выпуск", только уже за все доступные периоды, а это 2011-2015.
Интересны (хотя скорее всего методологически и не в полной мере корректны, т.к. конечными продуктами автомобильной отрасли являются не только автомобили, но и запчасти к этим авто, при условии, что они дошли до розницы, а не были потреблены в процессе производства авто) данные по росту стоимости импорта в расчете на одно произведенное транспортное средство. Рост непрерывный и отражает он далеко не инфляцию.
Особенно же примечателен тот факт, что для создания добавленной стоимости в автомобильной отрасли на 1 рубль надо импортировать товаров от 2,32 до 3 рублей, при среднем значении по России в 11 копеек (причем стабильно за все рассмотренные года)! Но ведь при расчете ВВП учитывается чистый экспорт, т.е. экспорт за минусом импорта. Экспорт авто ничтожен и им можно пренебречь, но тогда получается что автомобильная отрасль сама по себе работает на уменьшение ВВП за счет генерации импорта.
Цитата: Oracle от 13.02.2018 12:49:10Особенно же примечателен тот факт, что для создания добавленной стоимости в автомобильной отрасли на 1 рубль надо импортировать товаров от 2,32 до 3 рублей, при среднем значении по России в 11 копеек (причем стабильно за все рассмотренные года)! Но ведь при расчете ВВП учитывается чистый экспорт, т.е. экспорт за минусом импорта. Экспорт авто ничтожен и им можно пренебречь, но тогда получается что автомобильная отрасль сама по себе работает на уменьшение ВВП за счет генерации импорта.
Да-да, балбес, посчитай, на что работает "производство вычислительной техники". Самое интересное, что этот балбес написал в своём предыдущем посте
Цитата1. Торгово-транспортные наценки (затраты на услуги компаний оптовой и розничной торговли) - 212,9 млрд. руб. 2. Чистые (т.е. за вычетом субсидий) налоги на продукты - 31,8 млрд. руб. 3. Отечественные товары и продукты - 598,2 млрд. руб. 4. Импортные товары и услуги - 471,4 млрд. руб. ИТОГО промежуточное потребление - 1 314,3 млрд. руб.
Т.е. то, что из 1314млрд отечественный вклад в цену 843млрд(и это, без учота налогов на конечный продкут и навара собственно производителя авто), его не смущает, чтобы буровить про "уменьшение ВВП". И без производства автомобилей, пунктов 1,2,3 не было бы, в его тупую голову, тоже не приходит. Похоже, с диагнозом "жертва ЕГЭ", я поторопился. Походу, это жертва одной медицинской манипуляции над женским организмом.
+0.70 / 9
АУ
Удаленный пользователь
14 фев 2018 10:30:18
Цитата: Oracle от 13.02.2018 12:49:10Особенно же примечателен тот факт, что для создания добавленной стоимости в автомобильной отрасли на 1 рубль надо импортировать товаров от 2,32 до 3 рублей, при среднем значении по России в 11 копеек (причем стабильно за все рассмотренные года)! Но ведь при расчете ВВП учитывается чистый экспорт, т.е. экспорт за минусом импорта. Экспорт авто ничтожен и им можно пренебречь, но тогда получается что автомобильная отрасль сама по себе работает на уменьшение ВВП за счет генерации импорта.
Фееричный по своей глупости вывод, да и манипуляции циферками забавные :) Вам уже хорошо ответил mse: https://glav.su/foru…age4756882
Дополню.
Во-первых, на рост ВВП в современном мире влияет даже импорт. Чем больше товарооборот - тем выше ВВП.
Есть такое понятие как сфера услуг (торговля, ремонт, транспортные услуги, финансовые услуги и т.д.).
ЦитатаСфера услуг — часть экономики России, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
С 2005 года в России действует классификатор видов экономической деятельности в соответствии с международными стандартами, в котором выделяются девять видов услуг: - Оптовая и розничная торговля, ремонт. - Гостиницы и рестораны. - Транспорт и связь. - Финансовая деятельность. - Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. - Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение. - Образование. - Здравоохранение и предоставление социальных услуг. - Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Сектор услуг играет ведущую роль в мировой экономике и развивается наиболее динамично. В развитых странах доля услуг в ВВП достигает 65—75 %, а в занятости — свыше 70 %. Доля услуг в ВВП России в период с 1990 по 2013 год увеличилась с 32,6 % до 69 %. По динамике объём платных услуг на душу населения в стране с 2001 по 2014 год вырос в ценовом выражении на 88,4 %. Отраслевая классификация показывает, что в 2014 году торговля и прочие виды услуг имели наибольшую долю как в отраслевой структуре сферы (40 и 25 %), так и в структуре занятости (28,5 и 27,8 %).
Мойша Моисиевич купил у Абрама Израилевича его Форд 1970 года выпуска за 10000 долларов и продал Хаиму Натановичу в 2 раза дороже, с части вырученных денег заплатил налог, ВВП уже вырос. Затем Абрам Израилевич дал в кредит денег Исааку Соломоновичу под 80% годовых - и о чудо, ВВП опять вырос.
За счет чего появились одни из богатейших и крупнейших городов своего времени - Исфахан, Самарканд и др? За счёт торговли, они находились на Великом шёлковом пути из Китая/Индии в Европу. За счёт чего сказочно разбогатела Венецианская республика? Опять же за счет торговли. За счёт чего богатела Новгородская республика? За счет торговли. Новгород являлся основным «окном в Европу» для Руси, был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. За счет чего растет ВВП Сингапура? Прежде всего за счет торговли. В Сингапуре не производят свои автомобили, зато у них есть крупный торговый порт прямо на важнейшем торговом пути из Китая, Кореи, Японии, Тайваня, Таиланда в Европу и Новый Свет.
Купить дешевле, продать дороже - и ВВП вырос, казна выросла. На этом строится вся экономика. В Бангладеш производят большую часть одежды на планете, но при этом Бангладеш беднейшая страна, а богатеют те страны, которые импортируют из Бангладеш готовую одежду и перепродают её в 10 раз дороже наивным обывателям. Вот Украина после майдана значительно сократила импорт готовых автомобилей и сборку автомобилей из импортных комплектующих, продажи авто упали до нуля, все сопутствующие сферы экономики полетели вниз, их ВВП из-за этого сильно просел.
______________________
Во-вторых, вы лукавите с табличками про якобы вклад в ВВП автомобильной отрасли всего 0.27%.
На самом деле вклад значительно больше. 1. Реальный вклад автомобильной отрасли в ВВП страны включает в себя не только конечную сборку автомобилей из готовых деталей, но и производство всех деталей для сборки. 2. При производстве деталей используются материалы (сталь, медь, алюминий, пластик, резина, стекло и др.) - они производятся в России. 3. При производстве этих материалов используются - электроэнергия, газ, уголь, железная руда, нефть - они производятся в России. 4. При сборке машин, производстве деталей для сборки машин, материалов для производства деталей, ресурсов и энергии для производства материалов - используется труд миллионов российских рабочих. 5. При сборке машин, производстве деталей, материалов, ресурсов, энергии регулярно обновляется производство - устанавливаются новые паровые турбины (производятся в РФ), атомные реакторы (производятся в РФ) и гидроагрегаты (производятся в РФ) на электростанциях, строятся новые цеха, ремонтируются существующие, протягиваются линии электропередач и трубопроводы - это тоже увеличивает наш ВВП. 6. Всё это (машины, детали, материалы, ресурсы) нужно транспортировать. Транспортные компании получают заказы, вносят свой вклад в ВВП, наполнение бюджета и занятость населения. 7. Всю промышленную, торговую, транспортную и прочую деятельность, напрямую и косвенно связанную с автомобильной отраслью сопровождают сотни банков, выдают ссуды и кредиты, хранят деньги. От банковской деятельности тоже растёт ВВП. 8. Существующие проданные машины требуют регулярного ремонта, замены запчастей (всякие бамперы, пружины, колёса, шины, стекла, зеркала, фары и т.д.), эти запчасти производятся в России. Чем больше машин продается - тем больше запчастей им будет нужно. Опять рост ВВП. Вот и получается, что сборка автомобилей даже с каким-то процентом импортных комплектующих - как снежный ком заставляет работать тысячи смежных предприятий по всей России. ______________________
В-третьих, лукавство заключается в намеренном искажении цифр статистики и их дурной трактовке.
Да, ВВП по отраслям считается по добавленной стоимости. Доходы минус затраты = добавленная стоимость.
ЦитатаДобавленная стоимость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Стоимость продукта = материалы + энергозатраты + труд + амортизация + рента + проценты + прибыль + косвенные налоги. Валовая добавленная стоимость — разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Чистая добавленная стоимость = валовая добавленная стоимость минус потребление основного капитала (амортизация).
Допустим, при производстве 1 автомобиля УАЗ "Буханка" стоимостью 640 тысяч рублей завод УАЗ закупает материалов, энергии и деталей на 540 тысяч рублей (двигатель ЗМЗ-40911.10 ЕВРО-5 производства Заволжского моторного завода и другие детали со всей России). Добавленная стоимость, генерируемая заводом УАЗ, составит 100 тысяч рублей с машины. И именно эти 100 тысяч рублей пойдут в графу "Валовая добавленная стоимость в автомобильной отрасли", а потом всякие чудики вроде Oracle набрасывают "вклад всей автомобильной отрасли в ВВП России - всего 0.27%!!"
То, что производство двигателя и прочих деталей внесли свой вклад в ВВП - про это Oracle почему-то помалкивает. А еще есть листовая сталь, из которой сделан кузов. При производстве листовой стали использовались железорудная шихта и агломерационные окатыши, которые в свою очередь производятся на горно-обогатительных комбинатах из железной руды. Также нужен кокс (каменноугольный кокс, который производят из угля).
УАЗ не производит сталь, как не производит кокс и шихту для производства стали.
Однако УАЗ потребляет сталь, производящуюся на российских металлургических комбинатах. А металлургические комбинаты потребляют шихту и кокс, которые производятся на российских горно-обогатительных комбинатах из железной руды и угля, которые добываются в российских карьерах и шахтах. При этом используется электроэнергия, производящаяся на российских атомных, гидро и тепло электростанциях. Руду, уголь, сталь, нефть возят по российским железным и автомобильным дорогам.
Всё это учитывается в других отраслях - металлургия, энергетика, транспорт, финансы и т.д. И без производства автомобилей производство в этих отраслях было бы гораздо меньше.
Если учесть всё совокупное косвенное влияние автомобильной отрасли на другие отрасли экономики, то получится, что вклад в ВВП России от производства, продажи и обслуживания одного автомобиля УАЗ "Буханка" не 100 тысяч рублей, а более 900 тысяч рублей. Да, да, больше чем стоимость всего автомобиля, потому что машина будет эксплуатироваться много лет и потребует много запчастей, бензина и т.д., а всё это производится в РФ и будет увеличивать наш ВВП.
Реальная доля автомобильной отрасли (с учетом косвенных вкладов) в ВВП России - не 0.27%, а порядка 4%. Непосредственно в производстве автомобилей, деталей и автокомпонентов в России занято 1,7 млн населения. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны ещё около 4,5 млн человек. Итого 6 млн человек трудоустроено благодаря автомобильной отрасли, это 7% от всего трудоспособного занятого населения.
всяким троллям, которые заявляют "массовый автопром слаборазвит и имеет небольшие объемы" рекомендую изучить итоги 2017:
ЦитатаРоссийский авторынок за 2017 год:
1.6 млн легковых автомобилей (+12%). 80 тыс большегрузных грузовых автомобилей (+50%) 12 тыс больших/средних автобусов (+10%, в основном, ЛИАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ГАЗ, 45 тыс. микроавтобусов ГАЗель наверное включены в легковые и коммерческие) и еще около 5 тыс. всяких других колесных автотранспортных средств, которые не входят в статистику Автостата - военные тягачи БАЗ, карьерные самосвалы Тонар, бронеавтомобили Тайфун-К, Тайфун-ВДВ, Федерал-М, Астейс, Тигр-М, БТР-82А, снегоболотоходы и др.
Всего в РФ за 2017-й год продано около 1.7 млн новых автомобилей. Из них российских марок - около 500 тыс. Остальные 1.2 млн в основном тоже производятся в РФ, с достаточно неплохим уровнем локализации (Рено - 75%, Фольцваген и Форд - более 60%, Киа - 50% и т.д.). Россияне потратили на покупку новых автомобилей в 2017 году свыше 2,3 трлн рублей.
Кроме того, растёт экспорт российских автомобилей за рубеж. Одних только вазовских Лад продано за границу 24 тысячи (+31%)! А включая автомобили под другими брендами, производимые на АвтоВАЗе (Datsun mi-Do - Калина с японским шильдиком, Datsun on-Do - Гранта с японским шильдиком и др.), общий экспорт АвтоВАЗа превысил 30 тыс. На экспорт поставляются также УАЗы (5 тыс, +47%), ГАЗели и Уралы (18 тыс, +10%), КАМАЗы (6.5 тыс, +5%). Шкоды нижегородской сборки (полного цикла) тоже идут на экспорт, в этом году их продали за пределы Таможенного союза более 16 тыс штук (+30%) и Рено с московского "Автофрамоса" (12 тыс).
Плюс штампованные, сваренные и покрашенные в РФ кузова, машинокомплекты и комплектующие российского производства для автомобилей Рено поставляются в Алжир, где собираются крупноузловым способом, всего 20 тысяч штук - в 20 раз больше чем годом ранее.
Общий экспорт автомобилей/машинокомплектов из России в 2017 году в страны ближнего и дальнего зарубежья превысил 120 тыс, на 30% больше чем в 2016.
Думаю в этом году продолжится рост как российского рынка, так и экспорта. Прогноз аналитика "Автостата" - рост российского авторынка в 2018 на 15% до 1.95 млн. Если рост экспорта останется на уровне 30%, то за 2018 экспортируем порядка 160 тыс. машин российского производства.
Весь СССР с его 15-ю республиками и 280 млн населения производил на пике 1.3 млн легковых автомобилей, большая часть из которых были крайне простенькими сверхдешёвыми моделями - жигули, москвич, иж, ока, уаз-469, запорожец, раф, таврия и др.
Производство легковых автомобилей в СССР, тыс. штук 1970 - 344 1975 - 1201 1980 - 1327 1985 - 1332 1990 - 1260
..........
Сейчас в России производится 1.7 млн легковых автомобилей с перспективой роста до 2-2.2 млн в ближайшие несколько лет. Значительно больше чем производили в лучшие годы во всём СССР. Причем нынешние российские автомобили уже превосходят ряд иномарок - это современные конкурентоспособные качественные машины, не дешевки.