Цитата: Михаил А. от 17.02.2018 23:07:49Несмотря на 6000 + 800 часов налета, положительные оценки и результаты тренажей, проверок, допусков... Хрень какая-то.
Как то всё очень просто. Очень похоже на концепцию "вали всё на погибший экипаж".
Не однократно был свидетелем ситуаций, когда приличный оператор станка превращал пустяковый отказ (тумблера, датчика, провода) в многодневный ремонт через короткую попытку самостоятельной починки. Логику принятых решений и действий при этом понять можно, но оценить - исключительно через занесение в печень. Это не случайность, это - система. Суть которой в отсутствии у оператора адекватной модели работы комплекса станка.
Вот так вот. Знания есть, галочки есть, а понимания нет. Оператор профессионально работает "снаружи". Модель оператора - это модель работы исправного оборудования. Отказ оборудования означает отсутствие адекватной модели. Отсутствие адекватной модели дает ошибочное прогнозирование причин и последствий в нештатной ситуации. Ошибочный прогноз влечет непредсказуемый результат. Итог самостоятельных действий оператора в нештатной ситуации - от разбалансировки до серьезных поломок. Даже при самых пустяковых причинах.
Специалист отличается от оператора пониманием работы всего комплекса. Т.е. способностью прогнозировать причины и последствия с приемлемой точность или, по крайней мере, пониманием зоны рискованных экспериментов.
О чем говорит Талбоев - о компетенции. Пилот держит в голове полную модель систем воздушного корабля и окружающего мира. Он летит в этой модели, дополняя ее показаниями приборов и датчиков. Оператора - везет воздушный корабль из пункта А в пункт В. Отработанная модель в голове оператора - модель поведения исправного корабля.
При ЧП у пилота в резерве рабочая модель с отказом каких-то систем и исправностью остальных. Пилот мысленно пробегает реперные точки, обходит или перепроверяет "сомнительные" места через резервные системы или косвенные показания. Осмысливает ситуацию. Ну и пачка инструкций у пилота есть. Все в его руках.
При ЧП у оператора в резерве рабочая модель исправного корабля, пачка инструкций и солидный пакет представлений о системах воздушного судна. Лучшие действия оператора - действия по инструкциям т.к. адекватной аварийной модели у оператора нет. Осмысливать нечего. Насколько инструкция подойдет к ситуации, и что делать если не подойдет - вопрос к РосАвиации.
В этом плане произошедшее меня не удивляет. Впрочем и не напрягает. Авиация в любом случае гораздо безопаснее городского пассажирского транспорта. Никого же десятилетиями не напрягали купленные права чурководил шахидмаршруток.