21 фев, 15:30Госдолг США может вырасти с текущих 76% до более 100% ВВП в течение десяти лет, предупредил банк Goldman Sachs. Американская налогово-бюджетная политика приближается к «территории неизведанного»: процентные расходы по обслуживанию долга растут, дефицит бюджета расширяется, хотя набранные темпы экономического роста не требуют дополнительного бюджетного стимулирования, пишут экономисты Goldman Sachs в обзоре «Что не так с фискальной политикой США?», датированном 18 февраля (есть у РБК).Авторы обзора оперируют показателем чистого федерального долга США — это долг без учета обязательств, принадлежащих самим же американским госорганам (например, у ФРС находятся правительственные облигации на сумму $2,4 трлн). На конец 2017 года чистый долг составлял $14,8 трлн, или 76% ВВП, следует из данных Минфина США (.pdf). К 2021 году он вырастет до 85% ВВП как следствие «предыдущих бюджетных дисбалансов и недавно принятой политики» (сокращение налогов, планы увеличения расходов), прогнозирует Goldman Sachs. Если же конгресс США будет продолжать существующую политику, долг может превысить 100% ВВП к 2027 году.
«США, как кажется, вступают на неизведанную территорию — по крайней мере в части фискальной политики — в том, что касается отношения между процентными расходами и уровнем долга. Если конгресс продолжит продлевать существующие политики, включая недавно принятый закон о налогах и расходах, федеральный долг слегка превысит 100% ВВП, а процентные расходы по долгу достигнут 3,5% ВВП, что поставит США в худшее финансовое положение, чем в 1940-х или 1990-х годах», — написали аналитики.
Условие стабильного отношения долга к ВВП — заимствования по номинальной ставке ниже чем номинальный рост ВВП, отмечает Goldman Sachs. Минфин США пока занимает на рынке по низким ставкам и продолжит это делать еще как минимум несколько лет, считают экономисты банка. Однако ставки будут расти, как и расходы США на обслуживание долга. В прошлом, если экономика укреплялась, а долговое бремя увеличивалось, конгресс неизменно отвечал повышением налогов и сокращением расходов, но сейчас все наоборот, «фискальная политика выглядит необычно отвязанной от экономического цикла».
РБК