Семён Пегов
Военкор, писатель, автор проекта WarGonzo
Уже не секрет, что профессиональный праздник защитника Отечества российские военные в Сирии проводят на боевом посту. ИГИЛ* был разгромлен на Ближнем Востоке при непосредственном участии России и нашей армии, но война с терроризмом в местах библейских не закончена до сих пор.
Когда мы говорим о победе над игиловцами*, часто можно услышать справедливое мнение, что уничтожена лишь одна из голов того чудовища, которое породил религиозный радикализм. Также вполне логично утверждение, что рано или поздно придётся сразиться с силами, весь этот ИГИЛ породившими, — то есть уничтожить змеиное гнездо, откуда выползают всё новые и новые террористические бандформирования и тренды, меняющие разве что окраску и цвета флагов, но не суть.
Именно таким змеиным гнездом в Сирии является Восточная Гута, пригородный район Дамаска, который действительно в своё время стал фермой для выращивания целой плеяды исламистских группировок, таких как «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Фронт ан-Нусра»** и даже ИГИЛ.
И сегодня именно там — для российских военных в том числе — пролегает главный фронт по защите рубежей отечества. Многие в сердцах спрашивают: «Что мы вообще забыли в Сирии, ради чего там гибнут наши солдаты, какого чёрта сдался нам какой-то очередной кусок пустыни под названием Восточная Гута?»
В этом тексте именно на примере Гуты я попытаюсь объяснить, почему 23 февраля наши парни отмечают в сирийской командировке, а не в кругу семьи. У меня есть на это определённое право, потому что пригород Дамаска стал моим первым по-настоящему боевым фронт-лайном в карьере военкора. Некоторые его участки за три года поездок в Сирию я проехал, а иной раз и пробежал на своих двоих вдоль и поперёк.
Гута действительно стала одним из самых кровавых и скандальных мест в истории сирийского конфликта. Достаточно вспомнить распиаренную западными медиа на весь мир химическую атаку, которая якобы состоялась в этом «оппозиционном анклаве» в 2013-м.
Из-за съёмок, которые большинство независимых экспертов причисляли к постановочным, США едва не снесли режим Асада бомбёжками. Сирийскому лидеру была заготовлена учесть ливийского команданте Каддафи и иракского правителя Саддама Хусейна.
Тогда американцев остановило лишь два фактора — поддержка официального Дамаска Россией и удивительная социальная армия самого Асада. Сирийский народ в подавляющем своём большинстве — независимо от вероисповедания и этнической принадлежности — готов был биться с террористами даже невзирая на американские «томагавки». Но это было лирическим отступлением, вернёмся к Восточной Гуте.
Вашингтон не исключает применения силы в отношении правительственных войск в Сирии. Об этом заявила постпред США при ООН Никки Хейли....
Мировой скандал с химоружием — далеко не единственная визитная карточка этого дамасского пригорода. Именно в Гуте я впервые увидел надписи на стенах на русском языке в кварталах, только что освобождённых от боевиков. Тогда, в 2015-м, это было настоящим шоком. Надписи позволяли сделать достоверный вывод: здесь, в 15 минутах езды от центра Дамаска, воюют террористы из России.
Когда я прочитал на выщербленных после штурма мраморных плитах некогда элитного жилья лозунги в духе: «Смерть России», «Сегодня Дамаск — завтра Москва» — и тому подобную ксенофобско-радикальную чушь, у меня отпали вопросы о необходимости применения в Сирии отечественных ВКС. Наши лётчики в небе и наши офицеры на земле не просто оказывали поддержку дружественной стране-союзнику. Они защищали границы Родины на дальних рубежах.
То, что планы террористов, плотно осевших в Восточной Гуте, распространяются далеко за пределы Сирии, я смог убедиться документально несколькими месяцами позже. Зимой 2016-го правительственные подразделения — армия при поддержке отрядов национального ополчения — с тяжёлыми боями освобождали городок Мардж ас-Султан, располагавшийся в Гуте, при котором находился старый военный аэродром.
Финальный штурм стал для боевиков полной неожиданностью, так что, покидая свои позиции, которые они оборудовали прямо среди обычных жилых домов, террористы не потрудились уничтожить списки своих агентов на территории, подконтрольной правительству, а также записи, которые велись так называемыми «амирами», то есть полевыми командирами, которые отвечали не только за военные операции боевиков, но и за идеологию.
Вместе с нашим сирийским продюсером мы довольно долго изучали эти записи — я не стану сейчас углубляться в идеологические тонкости (как-нибудь вернёмся к этому, там было много любопытных фактов, необходимых для более серьёзного осмысления того, что происходит на Ближнем Востоке вообще), я лишь приведу одну цитату.
«Звезда халифата должна взойти в Казани, и её свет распространится до самого Иерусалима», — именно так обозначали границы своего псевдогосударства террористы, контролировавшие пригороды Дамаска.
Я думаю, нет необходимости объяснять, где находится Казань. А вот отметить, что первые ростки прогремевшего на весь мир ИГИЛ были выпущены именно в Восточной Гуте, было бы справедливо.
Теперь, после разгрома ИГИЛ на севере страны, пришло время искоренять терроризм в самом сердце Сирии, и естественно, это вызывает истерию в лагерях тех сил, которые не заинтересованы в возвращении твёрдого мира в регион и консолидации по-настоящему конструктивных сил.
Наши парни, не успев толком отдохнуть от битвы за берега Евфрата, теперь переброшены на новую передовую. С Днём защитника Отечества, мужики! Мы ценим вашу работу и желаем только победы!
https://russian.rt.c…hnaya-guta