Нассим Талеб о социальном неравенстве 28 декабря 2016 г.
ЦитатаНассим Талеб Американский экономист и трейдер, автор теории «Черного лебедя» Статика и динамика. — Как обанкротиться и стать всеми любимым. — Ошибки пикеттизма.
Есть два типа неравенства.
С первым легко смириться. Люди сравнивают себя с великими — скажем, с Эйнштейном, Микеланджело или математиком-затворником Григорием Перельманом — и отдают себе отчет в том, что превосходство последних неоспоримо.
То же касается предпринимателей, художников, солдат, героев, Боба Дилана, Сократа, знаменитого шеф-повара, какого-нибудь римского императора с хорошей репутацией, вроде Марка Аврелия, — в общем, всех, кем можно беззастенчиво восхищаться.
Им хочется подражать, на них хочется равняться, но ненависти они не вызывают.
А вот со вторым уже сложнее, ведь объект сравнения ничем от вас не отличается, кроме того, что он позволял себе вольно обращаться с системой, был нечист на руку и в итоге получил нечто большее.
И, хотя вы бы тоже не отказались заполучить кое-что из его списка (скажем, русскую подружку), он совершенно точно не тот человек, кем вы бы стали восхищаться.
В эту категорию входят банкиры, разбогатевшие чиновники, бывшие сенаторы, теперь рекламирующие корпорации, гладко выбритые и всегда при галстуке директора и говорящие головы из телевизора, гребущие деньги лопатой.
Вы им не просто завидуете; их слава вас оскорбляет, а один вид их люксовой, или пусть даже не очень, машины вызывает едкую горечь. Вас унижает сам факт их существования.
В образе богатого раба есть что-то диссонансное.
Джоан Уильямс написала очень вдумчивую статью о том, что рабочий класс воспринимает богатых как ролевую модель. Она цитирует социолога Мишель Ламон, автора книги «Достоинство рабочего человека» (The Dignity of Working Men), которая проинтервьюировала множество «синих воротничков» и выяснила, что они испытывают чувство негодования, но — неожиданно — не по отношению к богатым.
Подробнее на
https://ru.insider.p…ravenstve/Статья большая, поэтому решил не копипастить её сюда целиком . Но интересная.