Быть или не быть - вот в чем вопрос
новая дискуссия
Дискуссия
169
Быть или не быть - вот в чем вопрос
Вопрос о правомерности Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств, подписанный в 1990 г. министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером, далеко не новый и поднимался неоднократно.
Подоплекой данного вопроса является необходимость урегулирования территориальных споров США и РФ. В соответствии с этим документом 46 тыс. кв. км континентального шельфа и 7 тыс. кв. км акватории Берингова моря, находившихся под советской юрисдикцией, перешли США. В результате чего экономическая зона России в этом районе на одном из участков стала менее 200 миль, а экономическая зона США – более 200 миль, что противоречит Конвенции ООН по морскому праву, в соответствии с которой она не должна превышать 200 миль. Следует отметить, что новое прохождение пограничной линии усложняет свободное торговое судоходство и, что более важно, блокирует с востока Северный Морской путь.
Еще одним фактом в пользу неправомерности Соглашения о линии Шеварнадзе-Бейкера является то, что оно было ратифицировано только Конгрессом США, однако до настоящего времени не ратифицировано российским парламентом. Несмотря на то, что в нем содержится положение о том, что оно "подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами", Шеварднадзе нарушил это положение и соответствующее законодательство СССР и дал согласие Бейкеру о его временном применении в полном объеме до ратификации. Сомнения в законности данной "сделки" усиливает тот факт, что на заседании Политбюро ЦК КПСС 3 мая 1990 г. в повестке отсутствовал вопрос о подписании Соглашения, однако позднее в конце протокола появилась запись "одобрить соглашение". Когда она была вписана, сказать нельзя по причине отсутствия стенограммы, как нельзя сказать, кто подписал этот документ, поскольку не указана его должность.
Исходя из вышеизложенных данных, можно смело сделать вывод о неправомерности Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1990 года, а также полное законное основание у России не придерживаться его.