И Укрстат и ФТС РФ предоставляет исчерпывающие данные таможенной статистики. Однако обе службы предоставляют их таким образом, что обработка этих данных трудоемка и мучительна. Поэтому вынужден ограничиться: а) экспортом из Украины – импортом в Россию, б) только наиболее значимыми позициями (топливо и черные металлы), в) только за 2017 г. и г) пришлось отказаться от анализа отдельных с татей в натуральном выражении.
Вот данные Укрстата об экспорте в Россию и данные ФТС РФ об импорте из Украины.
В принципе, таможенная статистика по данным двух стран может расходиться. В нашем случае, расхождение может объясняться еще и тем, что товарооборот России с ЛДНР в российскую статистику попадает, а в украинскую – нет. Будем считать, что в данном случае это основная причина расхождения. Т. е. примем графу «Расхождение» как данные об экспорте из ЛДНР в Россию. Что получается?
Всего экспорт из ЛДНР в Россию в 2017 г. предположительно составил $1,0 млрд. Весь экспорт Украины в 2017 г. составил $43,3 млрд. Учитывая, что Донбасс составлял около 20% экономики Украины, а ЛДНР – это примерно половина Донбасса, то любая цифра меньше $4,0 млрд. – это мало, а полученные нами $1,0 млрд. – это очень мало, около четверти потенциала. Впрочем, эта цифра примерно соответствует падению промышленного производства по сравнению с довоенным временем, которую называли в МЭР ДНР.
Крупнейшей статьей экспорта является экспорт черных металлов (код 72) – $299 млн. (29% всего экспорта). Следующей по значимости является экспорт топливных материалов (код 27) – $128 млн. (12%). Это почти исключительно уголь.
Для меня это неожиданность. Я был уверен, что металлургия в ЛДНР «лежит», единственная отрасль, которая «шевелится» – угольная. Однако получается, что это не совсем так.
Еще удивительней, что дальше следуют: электрические машины и оборудование (код 85) – $85 млн. (8%), локомотивы, подвижной состав (код 86) – $80 млн. (8%), продукция химической промышленности (коды 28-38) – $73 млн. (7%), оборудование и механические устройства (код 84) – $63 млн. (6%). Получается, что на пятый год войны, в условиях разрыва кооперационных связей Донбасс ухитряется производить и экспортировать достаточно сложную продукцию, сохранять традиционную промышленную специализацию. Не стоит переоценивать это наблюдение, но картина получается несколько лучше, чем я ожидал.
Среди остальных 29% экспорта ($296 млн.): минеральные продукты, кроме топливных (коды 25-26), металлы, кроме черных (коды 73-83), продукты растительного происхождения (коды 06-14).
Теперь немного внимательней рассмотрим экспорт черных металлов (код 72) и топливных материалов (код 27).
Здесь обращает на себя внимание быстрый рост расхождения данных украинской и российской статистики этих позиций по сравнению с началом года при том, что «официальный» экспорт из Украины в Россию (т. е. по укроданным) оставался относительно стабильным. Это можно интерпретировать как адаптацию промышленности ЛДНР к условиям блокады и ее переориентацию на Россию.
Очень-очень приблизительно, отталкиваясь от приведенных выше данных, я бы рискнул оценить уровень экономической деятельности в ЛДНР на уровне 25% от потенциала (довоенного уровня). Оценка базируется на предположении, что ЛДНР – это примерно 25% металлургии и
20% 10% всего экономики довоенной Украины. В условиях молчания Госстатов ДНР и ЛНР мы получаем хоть какой-то индикатор состояния их экономики…