Тут часто пытаются сравнивать разные экономики по самым разным параметрам.
Иногда доходит до абсурда – сравнивают то по количеству айфонов, то по количеству выпускаемых легковых автомобилей, то по количеству стартапов.
Ну, то есть происходит активное заВШЭивливание ресурса.
Поэтому хочется привести здесь весьма иллюстративный пример из серых будней функционирования "иконы стиля" современной капиталистической экономики – Германии.
ЦитатаОбыватели часто идеализируют западные страны, в которых по их мнению нет раздолбайства, чиновники никогда не врут прилюдно, строители работают по часам. Одним словом рисуют идиллию, в которой деньги налогоплательщиков не разбазариваются, а до последнего цента используются на благо народа. Меня всегда умиляет такая безоглядная вера в то, что существуют государства в которых смогли изменить человеческую природу. Поэтому давайте для примера возьмем Германию, это самая развитая экономика Европы, причем немцы всегда ассоциируются с порядком, качеством работ и исполнительностью. Особую пикантность этой истории придает то, что в немецких СМИ перед олимпиадой в Сочи, особенно рьяно и красиво описывали, что все олимпийские объекты имеют изъяны, не простоят долго и никому не нужны, а стоят очень дорого. Жизнь доказала, что олимпийские объекты в Сочи стоят, их загрузка максимальна, а значит инвестированные деньги не пропали даром, как бы кому-то не хотелось утверждать обратное. Но вернемся к новому аэропорту Берлина.
Если можно сказать, что мировая столица начинается с аэропорта, то Берлин проигрывает большинству столиц. Представьте на минуту, что все эти годы в Москве оставался бы только терминал F в Шереметьево. Представили? Вот теперь немного сократите площадь терминала и вы получите представление о том, что такое любой из существующих берлинских аэропортов.
В компаниях оказались неспособны отслеживать версии проекта, они наслаивались друг на друга, что в итоге привело к тому, что несогласованность стала легко заметной внешним наблюдателям. В аэропорту возводили стены, которые перекрывали проходы для людей, по несколько раз перестраивали вентиляцию и лестницы, ошибались в прокладке кабелей. В 2009 году ситуация стала невыносимой и наблюдательный совет потребовал, чтобы все работы остановили на полгода и архитекторы вместе с подрядчиками привели в порядок проектную документацию, поняли, что каждый из них строит и делает. Руководство аэропорта отвергло данное предложение, стройка продолжилась. Ударными темпами аэропорт готовили к открытию в ноябре 2011 года. Но срок незначительно перенесли, аэропорт решили открыть в июне 2012 года.
Каждый день задержки от первоначального срока стоил на тот момент от полумиллиона до миллиона евро.
В момент, когда журналисты ходили по терминалу, уже было известно, что система тушения пожара не работает, вентиляция, которая должна вытягивать дым работала ровно наоборот, она нагнетала его внутрь помещения и создавала газовую камеру. В момент, когда запустили рекламную кампанию, все понимали, что аэропорт открывать в таком виде нельзя, но все равно пытались это сделать.
В середине 2015 года обнаружили, что на начальном этапе около 600 пожароустойчивых стен были возведены с нарушениями, они не выдержат огня. Эти стены ломают и возводят новые.
В системе вентиляции случайно нашли, что четыре вентилятора каждый весом около 4 тонн стоят на подпорках рассчитанных на вес в три раза меньший. Их падение было вопросом времени, в спешном порядке меняют поддерживающие колоны.
В качестве изюминки я припас вот какую историю. В 2014 году, когда из-за системы пожарных датчиков аэропорт решили не запускать руководство предложило разместить 800 сотрудников с телефонами по всей площади аэропорта и они смогли бы сообщать о дыме или возгорании!
Первоначальная смета подразумевала затраты в 600 миллионов евро. На начало 2015 года затраты составили 6 миллиардов евро, а каждый день приносит убытки в размере 1-1.5 миллионов евро.
А ведь есть еще филармонию в Гамбурге, станция в Штутгарте, которые меньше по размеру затрат, но демонстрируют ровно тот же подход, как в аэропорте Берлина. И после этого вы будете говорить про эффективность немецкого подхода? Не смешите мои тапочки.
So much about German efficiency И если кто-то там себе почему-то думает, что в области автомобилестроения, строительства или, скажем, здравоохранения дела в ФРГ идут как-то лучше – да пожалуйста, Вы можете фантазировать себе и дальше, но это совершенно не изменит того, что творится на территории, ранее известной как Германия.У меня самого таких историй – вагон и маленькая тележка, насмотрелся там вблизи...
Просто запас прочности, набранной ещё во времена виртшафтвундера на американские деньги, награбленные во Второй мировой, в некоторых отраслях оказался весьма велик и проблемы ещё не выперли до того состояния, что мы наблюдаем в берлинском аэропорту.
То есть эти отрасли как бы находятся в состоянии этого аэропорта в 2010 году, года в мейнстримных СМИ ещё не писали о проблемах, но уже тогда было дешевле всё снести и строить с нуля.
Это было очевидно всем инсайдерам, но для публики любое замечание такого рода смотрелось оголтелой конспирологией и непониманием ситуации.
Утешает во всём этом лишь одно – положение американской
энрономики сейчас намного,
намного, НАМНОГО хуже, чем даже у вот такой германской "экономики".