Я смотрю, периодически обсуждение возвращается к инженерному образованию.
Причем, судя по всему, мало кто знает о тех изменениях, которые будут в ближайшие полтора года введены массово во всем ВО, но наиболее значимы, по-моему, как раз у инженеров.
Камрады из-за бугра, надеюсь, смогут заодно кой-чего прояснить, например -насколько такой подход похож на зарубежный
Так вот.
Сейчас у нас система бакалавриат(4года)+магистратура(2) и еще специалитет(5 лет вроде бы...оборонка, медицина и кое-что еще).
При этом по стандартам, ныне действующим, они же ФГОС ВО, регламентируется: объем практики, объем, затраченный на подготовку к защите/госам, и объем физ-ры. Остальные предметы(ну, история еще как-то там прописана по-моему и экология с бжд) - какой ВУЗ что захочет.
Единственное, что ограничивает ВУЗ в фантазии - необходимость сформировать компетенции у выпускника. Например для химиков-технологов
Цитата5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.
5.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью в устной и письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);
способностью и готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-4);
готовностью и способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5):
готовностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-6);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью и готовностью к решению мировоззренческих социально и личностно значимых философских проблем (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готовностью к ответственному участию в политической жизни (ОК-10);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11);
пониманием роли охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-12);
владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОК-13);
владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).
5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, (ОПК-1);
использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-2);
использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ОПК-3);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-4);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-5);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-6).
5.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
производственно-технологическая деятельность:
способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-1);
готовностью составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-2);
готовностью применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программных средств деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК-3);
готовностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-4);
способностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-5);
способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-6);
способностью налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств (ПК-7);
способностью проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования (ПК-8);
готовностью к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК- 9);
способностью анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность:
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-11);
определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-12);
организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-13);
систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК- 14);
научно-исследовательская деятельность:
способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-15);
проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-16);
использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-17);
использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ПК-18);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
проектная деятельность:
разрабатывать проекты в составе авторского коллектива (ПК-20);
использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-21);
проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства в составе авторского коллектива (ПК-22).
Но формируется ли это все? Каждый ВУЗ сам думает над этим. Еще можно свои компетенции придумать, типа "способен не только копать, но и не копать", но тогда писанины будет больше.
с 01.09.19.
И работают эти стандарты в паре с наброском образовательной программы,так называемой ПООП, которая обязательна к учету, пишется учебно-метод.объединением по группе специальностей и содержит
.
1. Из профстандартов
2.Если нет первого - то "исходя из лучшего технологического опыта, по результатам общения с работодателями" . Аргументируется это тем, то за рубежом именно так
Таким образом, в части обязательных дисциплин - унификация вместо разброда и шатания, в части профилирующих(про нефть бакалавр или про полимеры?) - определяется ВУЗом на основании рынка труда(ну, так должно быть).
Такая схема ждет всех.
У нас уже всплывали предположения, что "обязательная часть" дисциплин - это что-то похожее на схему СССР, только с другой стороны