Большой передел мира
267,804,000 522,969
 

  Kali ( Специалист )
19 мар 2018 11:05:09

Инженерное образование, невидимые изменения

новая дискуссия Дискуссия  177

Я смотрю, периодически обсуждение возвращается к инженерному образованию.
Причем, судя по всему, мало кто знает о тех изменениях, которые будут в ближайшие полтора года введены массово во всем ВО, но наиболее значимы, по-моему, как раз у инженеров.

Камрады из-за бугра, надеюсь, смогут заодно кой-чего прояснить, например -насколько такой подход похож на зарубежный
Так вот.
Сейчас у нас система бакалавриат(4года)+магистратура(2) и еще специалитет(5 лет вроде бы...оборонка, медицина и кое-что еще).
При этом по стандартам, ныне действующим, они же ФГОС ВО, регламентируется: объем практики, объем, затраченный на подготовку к защите/госам, и объем физ-ры. Остальные предметы(ну, история еще как-то там прописана по-моему и экология с бжд) - какой ВУЗ что захочет.

Единственное, что ограничивает ВУЗ в фантазии - необходимость сформировать компетенции у выпускника. Например для химиков-технологов
Цитата5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные  компетенции.

5.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
         обладать  культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью в устной и письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

способностью и готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-4);

готовностью и способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5):

готовностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-6);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью и готовностью к решению мировоззренческих социально и личностно значимых философских проблем (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готовностью к ответственному участию в политической жизни (ОК-10);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11);

пониманием роли охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-12);

 владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального  общения  (ОК-13);

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического  воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).

5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, (ОПК-1);

использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-2);

использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ОПК-3);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-4);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-5);

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-6).

5.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
производственно-технологическая деятельность:

способностью и готовностью  осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-1);

готовностью составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-2);

готовностью применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программных средств деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК-3);

готовностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-4);

         способностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-5);
         способностью  использовать правила техники безопасности, производственной санитарии,  пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-6);
         способностью  налаживать, настраивать  и осуществлять проверку        оборудования и программных средств (ПК-7);
способностью проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования (ПК-8);

готовностью к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК- 9);  
способностью анализировать техническую документацию, подбирать  оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:
способностью анализировать технологический процесс как объект управления  (ПК-11);

определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов  (ПК-12);

организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-13);

систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК- 14);

научно-исследовательская деятельность:

способностью планировать и проводить физические и химические  эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-15);

проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-16);

использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-17);



использовать знания основных физических теорий для решения      возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе  выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ПК-18);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);

проектная деятельность:
         разрабатывать проекты в составе авторского коллектива (ПК-20);
использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-21);

проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства в составе авторского коллектива (ПК-22).




Но формируется ли это все? Каждый ВУЗ сам думает над этим. Еще можно свои компетенции придумать, типа "способен не только копать, но и не копать", но тогда писанины будет больше.
Новые стандарты обязуют набирать по-новому с 01.09.19.
И работают эти стандарты в паре с наброском образовательной программы,так называемой ПООП, которая обязательна к учету, пишется учебно-метод.объединением по группе специальностей и содержит перечень обязательных дисциплин,их объем и примерное содержание.
При этом компетенции формируются иначе
ЦитатаПрограмма бакалавриата должна
устанавливать следующие универсальные
компетенции:

Наименование
категории (группы)
универсальных
компетенций
Код и наименование универсальной компетенции
выпускника программы бакалавриата
Системное и
критическое
мышление
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и
синтез информации, применять системный подход для
решения поставленных задач
Разработка и
реализация проектов
УК-2. Способен определять круг задач в рамках
поставленной цели и выбирать оптимальные способы их
решения, исходя из действующих правовых норм,
имеющихся ресурсов и ограничений
Командная работа и
лидерство
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и
реализовывать свою роль в команде
Коммуникация
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в
устной и письменной формах на государственном языке
Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Межкультурное
взаимодействие
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие
общества в социально-историческом, этическом и
философском контекстах
Самоорганизация и
саморазвитие (в том
числе
здоровьесбережение)
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и
реализовывать траекторию саморазвития на основе
принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической
подготовленности для обеспечения полноценной социальной
и профессиональной деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные
условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении
чрезвычайных ситуаций



3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие
общепрофессиональные компетенции:

Наименование
категории (группы)
общепрофессиональных
компетенций
Код и наименование общепрофессиональной
компетенции выпускника программы бакалавриата
Естественнонаучная
подготовка
ОПК-1. Способен изучать, анализировать, использовать
механизмы химических реакций, происходящих в
технологических процессах и окружающем мире,
основываясь на знаниях о строении вещества, природе
химической связи и свойствах различных классов
химических элементов, соединений, веществ и материалов
Профессиональная
методология
ОПК-2. Способен использовать математические,
физические, физико-химические, химические методы для
решения задач профессиональной деятельности
Адаптация к
производственным
условиям
ОПК-3. Способен осуществлять профессиональную
деятельность с учетом правовых, экономических и
экологических ограничений
Инженерная и
технологическая
подготовка
ОПК-4. Способен обеспечивать проведение
технологического процесса в соответствии с регламентом,
используя технические средства для контроля параметров
технологического процесса, свойств сырья и готовой
продукции, и осуществляя изменение параметров
технологического процесса при изменении свойств сырья
Научные исследования
и разработки
ОПК-5. Способен осуществлять экспериментальные
исследования и испытания по заданной методике,
проводить наблюдения и измерения с учетом требований
техники безопасности, обрабатывать и интерпретировать
экспериментальные данные





А профессиональные вообще должны браться:
1. Из профстандартов
2.Если нет первого - то "исходя из лучшего технологического опыта, по результатам общения с работодателями" . Аргументируется это тем, то за рубежом именно так
Таким образом, в части обязательных дисциплин - унификация вместо разброда и шатания, в части профилирующих(про нефть бакалавр или про полимеры?) - определяется ВУЗом на основании рынка труда(ну, так должно быть).
Такая схема ждет всех.
У нас уже всплывали предположения, что "обязательная часть" дисциплин - это что-то похожее на схему СССР, только с другой стороны
  • +1.18 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Сыбыр ( Специалист )
19 мар 2018 11:18:55

Ну и слава богу. А то полный бардак был.
На первом курсе одной группе я читал общебиологический предмет как основу для спецкурса, другой группе другой преподаватель нечто вроде введения в специальность.
Результат на лице: недоуменные выражения, когда я на 2-м курсе начинаю читать ВСЕМУ потоку спецпредмет, входящий в обязательную часть. Приходилось 15-20% времени повторять то, что половина потока уже знает. А все потому, что на первом курсе предметы были "по выбору".
  • +0.95 / 14
  • АУ
 
  Удаленный пользователь
19 мар 2018 13:43:02

Всё вроде бы понятно, кроме выделенного.Думающий
  • +0.06 / 2
  • АУ