Дональд Трамп в кругу своих экономических советников обсуждает
возможность передачи ему права в одностороннем порядке устанавливать тарифы на импорт любых иностранных товаров. Сейчас президенту требуется одобрение простого большинства сенаторов для утверждения подобных мер.
Вообще,
исторически вопросы торговой политики всегда находились в компетенции Сената, а не Белого дома. Предполагалось, что
в мирное время всей внешней политикой, в том числе и экономической, должен заведовать именно Сенат. В то же время президент как верховный главнокомандующий получал всю полноту власти во внешней политике именно в военное время. Однако с течением времени исполнительная власть в Америке, как и во многих других странах мира, начала “подминать” под себя функции федеральной легислатуры. Ярче всего это проявляется в военном плане. Как известно,
в прошлом для ведения военных действий Сенат должен был в начале объявить войну той стране, против которой они планировались. Однако в период после Второй Мировой Войны
президентские администрации вместо объявления войн начали использовать т.н. “разрешения на проведение военных действий” широкого характера, которые в значительной степени развязывали им руки. Так, например, почти все военные действия Пентагона на Ближнем Востоке в XXI в. осуществлялись на основе одного разрешения, выданного Конгрессом администрации Джорджа Буша-младшего для противостояния Аль-Каиде в 2001 г.
Примерно похожие тенденции наблюдались и в торговой политике.
В прошлом Конгресс всегда голосовал о принятии любых торговых договоров США – как двух, так и многосторонних. Однако
начиная с Рональда Рейгана конгрессмены под давлением Белого дома начали разрешать президентам в единоличном порядке согласовывать любые договора. Это обосновывалось тем, что правительствам других государств будет проще взаимодействовать с США, если они будут знать, что их торговый договор не будет в будущем заблокирован Конгрессом.
Трамп своей последней инициативой планирует еще больше расширить президентские полномочия. Но если раньше переданные президенту привилегии ведения торговой политики касались расширения вовлечения США в международную торговлю, то
теперь они могут даровать ему возможность вводить именно протекционистские меры.Для такой инициативы
Трампу необходимо заручиться поддержкой Конгресса. В случае его одобрения подобная политика может нести далеко идущие последствия для международной экономической системы в целом. Как известно, все страны-члены ВТО, в том числе и США, должны проходить через длительную процедуру переговоров, прежде чем они могут получить возможность утверждения новых или увеличения старых тарифов.
Однако Трамп в беседах со своими советниками считает эти нормы нечестными в отношении Америки. Почему, например, США не могут сами ввести дополнительные тарифы на ввоз иностранных автомобилей, если сейчас они составляют всего лишь 2.5%, в то время как у Евросоюза, также входящего в ВТО, они 10%, а у Китая - все 25%? При этом Америка, безусловно, является одной из основ Всемирной торговой организации. В ситуации, где США перестанут исполнять нормы организации, стоит ожидать того, что другие страны также начнут их игнорировать.
Это приведет к началу тарифных войн, за которыми почти наверняка последует и развал ВТО.