Сторонники движения за "независимость Тайваня" обречены на расплату за содеянное. Об этом заявил во вторник официальный представитель Канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Ань Фэншань, комментируя высказывания ответственного представителя органа исполнительной власти Тайваня Лай Циндэ. Об этом сообщило агентство Синьхуа 20 марта сего года. Так прозвучало 100501-ое китайское предупреждение тайваньским сепаратистам со стороны руководства материковым Китаем в ответ на телефонный звонок Трампа руководству Республики Китай и принятый в США закон о визитах на Тайвань , а так же ознаменовало начало торговой войны между КНР и США.
Остров Формоза издавна привлекал колонизаторов, в числе которых успели отметиться - само-собой - китайцы ввиду непосредственного соседства, португальцы , испанцы, голландцы, позже японцы и американцы. Да и странно было бы думать, что этот очень приличный кусок суши вблизи материка, с прекрасным климатом , являясь каботажным и стратегическим торговым перекрестком, располагая минеральными ресурсами от нефти до вольфрама достанется каким - то малазийским аборигенам. Он им в итоге и не достался. Не будем вдаваться в тему морских сражений японских и китайских пиратов там меж собой и с флотоводцами китайских императоров различных династий, хотя страсти там кипели - куда там каперам средиземноводья или приватерам времен капитана Моргана. В конечном итоге верх одержал сильнейший и на Тайване утвердилась императорская власть династии Мин, которую, впрочем, с 17 века пришлось делить с европейскими колонизаторами. Которые , отметим , стали не только жесточайшими эксплуататорами местного тайваньского населения , но и стали для коренного Китая торговым окном в мир.
Мудрость китайских полководцев не знала бы границ и они , сидя на берегу Тайваньского пролива, дождались - таки момента , когда мимо их пронесло трупы испанцев, которых зачистили в пылу конкурентной рыночной борьбы предприимчивые голландцы, но пришла беда откуда не ждали: с Севера в Китай заявились маньчжуры и основали ничтоже сумняшесь свою правящую династию Цин. Миновцев поперли на юг, "сидеть " на тайваньском Боливаре на пару с голландцами те не захотели, и последние отчалили вслед за испанцами в принудительном порядке.
Этот эпизод из истории Китая тоже можно было бы опустить , но тайваньцы ввиду этого обстоятельства по сю пору считают себя подлинными наследниками китайской культуры , этакими китайцами в квадрате и поглядывают на материк с чувством определенного превосходства и презрения. Тем не менее остров оставался территорией Китая и под властью династии Цин аж до 1895 года, когда колониальные амбиции Японии ознаменовались передачей острова буквально с баланса Китая на баланс этой островной империи по итогам японо - китайской войны. Нельзя не отметить , что ретивое хохкитайство тайваньцев при этом взыграло. Расценив сдачу острова Японии, как предательство материковых недокитайцев , они попытались учредить собственное государство и партизанили против оккупантов аж два десятка лет, но сила солому ломит и в начале сороковых 20-го века они превратились в полноправных граждан Японской империи, призывались в императорские армию и во флот, а в 1945-м вообще попали под тотальную мобилизацию. Японии, впрочем, это уже не помогло, тем не менее пребывание Формозы в статусе её генерал- губернаторства безусловно оставило там глубокий след. Именно под ее флагом там прошла опережающая индустриализация и освоена большая часть минеральных богатств острова, а японский язык остается весьма популярным особенно у старшего поколения жителей.
Следующую прививку китайского национализма Тайвань получил в 1949 году, после победы на материке коммунистов во главе с Мао. По правде сказать Гоминьдан был в Китае национально - освободительным движением по крайней мере по отношению к Японии, вполне себе наследником императорской власти и победителем во Второй Мировой Войне. Хотя и не в единственном числе, отряды китайских коммунистов (впоследствии - НОАК) в состав его вооруженных сил не входили. Однако, Чан Кай-ши , обласканный по итогам ВМВ американцами, слишком очевидно принял их сторону , заключив военные договоры против СССР, почему в основном и был разгромлен на материке и бежал на Тайвань, находящийся под управлением оккупационных войск США. На материке опять победили "северяне".
Надо ли говорить , что войска Гоминьдана с территории Формозы приняли деятельное участие в корейской войне 1950-1953 гг., на стороне ООН и США, а их авиация и ВМФ нанесли немалый ущерб береговой полосе материкового Китая. Не "терялись " и ВВС США , принявшие деятельное участии в уничтожении береговых инфраструктур КНР. Впрочем, США вооружали и обеспечивали Гоминьдан не "за так". В феврале 1948 г. США заключили с Чан Кай-ши соглашение, по которому получили монопольное право на добычу тайваньской нефти, угля, вольфрама, золота, олова, серы, сурьмы, бокситов. Весьма дальновидно. Само собой за Тайвань американцы дрались аки львы, а Макартур , главнокомандующий оккупационными силами США в регионе, рассматривал Тайвань как идеальную базу для размещения сил сдерживания, в том числе и ядерных бомбардировок территории Китая и СССР. Но по чести сказать, Чан Кай-ши они предали, хотя и использовали еще десять лет в СБ ООН как свою марионетку.
Республика Китай, ужавшись до размера Формозы, представляла континентальный Китай в международных организациях до 1971 года , когда Никсон попросту выкинул с всеобщего согласия ее из Совбеза и ООН, разменяв на признание в мире стратегической роли КНР. Которая успела к тому времени опять повоевать за Тайвань (1958), поцапалась с Индией и даже развязала конфликт с СССР на о. Даманский. На земле рождался новый полюс силы и Запад поторопился предать бывшего союзника что называется с потрохами. Постоянное место Республики Китай в СБ ООН заняла КНР. Судьба генералиссимуса таким образом стала миру не интересна, хотя американцы сказали много слов утешения и даже приняли в отношении Тайваня закон, определяющий его особый статус для США. Но на всякий случай ретировались на Окинаву.
В общепринятом смысле РК с тех пор не является полноценным государством. Его представительства в других странах не носят статуса полноценных дипломатических учреждений, а экономическая интеграция с материком приобретает все более всеобъемлющий характер. Тем не менее Тайвань имеет свою армию. весьма многочисленную, хотя имеющую большей частью устаревшие вооружения. Во всяком случае противостоять армии КНР он не в состоянии.
Китай считает территорию Тайваня своей и очень ревниво относиться ко всем перипетиям вокруг него, пугая мир грозными заявлениями . Сумеют ли китайцы найти общий язык для всеобъемлющей интеграции КНР и РК покажет время. Хотя крымские события наглядно демонстрируют , что в период глобального ослабления влияния Запада такое вполне возможно.