«Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер»
14,329 22
 

  OLDNAVI1 ( Слушатель )
29 мар 2018 16:20:40

Подводная лодка М-32 Первая часть

новая дискуссия Статья  1.182

Попросили опубликовать данную информацию с сайта
Подводная лодка М-32

70-летию Великой Победы посвящается.


Подводная лодка тип «М» («Малютка») заложена 31 августа 1938 года на заводе №-112 («Красное Сормово») в Горьком под стапельным номером 259. В феврале 1940 года подводная лодка была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод №-198 в Николаев, где 26 февраля 1940 года была спущена на воду. 31 октября 1940 года подводная лодка вступила в строй и 7 ноября 1940 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года М-32 встретила в составе 7-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота в Севастополе. В конце июня – середине августа 1941 года подводная лодка трижды безрезультатно выходила в дозор южнее мыса Меганом, юго-восточнее Одессы и юго-западнее мыса Сарыч. Безрезультатно завершились патрулирование западнее Бурнаса и разведывательные выходы в феврале 1942 в районы Мамашай – Николаевка и Ялта – Кикинеиз. В мае 1942 года подводная лодка выходила в район мыс Чауда – мыс Опук, где по ночам на 12, 13, 14 и 16 мая проводила навигационное обеспечение кораблей Черноморского флота, действующих в этом секторе. С 17 по 25 июня 1942 года М-32 совершила два транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 14 тонн боеприпасов, 1,5 тонн продовольствия, 5,8 тонн бензина и вывезя в Новороссийск 8 человек.
Во втором транспортном рейсе, загрузив в отсеки 8 тонн мин и винтовочных патронов и приняв 5,8 тонн бензина, подводная лодка пошла в Севастополь. Вечером 22 июня М-32 прибыла в Стрелецкую бухту, где разгрузилась. Бензин был выкачан, однако его пары успели распространиться по всей подводной лодке. Приняв на борт восемь человек – двух военных корреспондентов, двух офицеров гидрографического отдела флота, двух раненых офицеров и двух женщин, около двух часов ночи 23 июня подводная лодка отошла от пирса для дифферентовки. М-32 погрузилась на глубину шесть метров, но через пятнадцать минут после погружения в центральном посту подводной лодки произошел взрыв паров бензина. Хотя переборки были задраены, и горение продолжалось всего 3-5 секунд, на подводной лодке оказалась повреждена радиорубка, вышел из строя компрессор. В третьем отсеке подводной лодки шесть человек получили ожоги первой и второй степени. Через полтора часа наступил рассвет. Сложность ситуации осложнялась тем, что в светлое время суток подводная лодка не могла выйти из бухты – она сразу же попадала под огонь германской артиллерии. До наступления темноты оставалось семнадцать часов. М-32 легла на грунт на 35-метровой глубине у выхода из Стрелецкой бухты. Внутри подводной лодки воздух был сильно насыщен парами бензина. Вдыхая их, подводники достаточно быстро получили токсическое отравление. Скоро в работоспособном состоянии осталось всего трое – командир, старшина группы мотористов Н.К.Пустовойтенко и краснофлотец Сидоров. В итоге в строю остался только Н.К.Пустовойтенко, которому теряющий сознание командир приказал, во что бы то ни стало продержаться до 21 часа. Старшина дождался назначенного времени, но привести в чувство командира не смог (как рассказывал мне отец, часы разбились и стояли, поэтому Н.К.Пустовойтенко продержался около суток). Главстаршина Н.К.Пустовойтенко самостоятельно продул среднюю цистерну, и подводная лодка всплыла под рубку. Открыв люк, от потока свежего воздуха старшина стал терять сознание, но успел задраить люк и упал вниз. Подводная лодка оставалась никем не управляемой еще два часа. Течением ее отнесло к берегу у Херсонесского маяка. Тем временем через открытый кормовой люк (его отдраил, будучи в невменяемом состоянии от паров бензина взятый с берега, взамен обгоревшего Дъяконова, механик Медведев. Тот факт, что люк остался отдраенным, так и оставался никому не известным) в подводную лодку стала поступать вода, залившая трюм IV отсека и главный электромотор. Вскоре Н.К.Пустовойтенко пришел в себя и вынес наверх командира подводной лодки. Старшина пустил судовую вентиляцию, задраил кормовой люк, откачал воду из трюма, продул главный балласт и привел в чувство электрика Кижаева, которого поставил на вахту к электростанции. Подводная лодка стояла на мели носом к берегу. Очнувшийся командир скомандовал «Задний ход!», но еще не совсем пришедший в себя электрик дал «Вперед!» (как рассказывал мне отец – Кижаев дал ход вперед со словами «Подводники задний ход в бою не дают! Только вперед бить врага!». Подводная лодка еще крепче села на камни, сломав при этом вертикальный руль, теперь он мог перекладываться только влево. К этому времени к членам экипажа подводной лодки стало постепенно возвращаться сознание. Мотористы запустили дизель, дав сразу 600 оборотов. Лодка прошла по камням и вышла на чистую воду. (Как рассказывал мне отец, - дизель сразу запустить не удалось. Мы непрерывно пытаемся запустить дизель, но он не схватывает. Николай Пустовойтенко с криком «Расстреляю обоих!» правой рукой судорожно щупает правый бок, ища кобуру пистолета. Пистолет висел в кобуре на подволоке над головой Н.К.Пустовойтенко и мы стоим в ступоре и одна мысль в голове – «Обнаружит пистолет над головой или нет?»).
Обогнув Херсонесский маяк, подводная лодка взяла курс на Новороссийск, куда прибыла утром 25 июня. Только благодаря подвигу главного старшины Пустовойтенко Николая Куприяновича подводная лодка не погибла. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени, но представляли Н.К.Пустовойтенко к званию «Герой Советского Союза».

После проведенного ремонта М-32 вступила в строй только 1 августа 1942 года. На следующий день подводная лодка направилась в район Тарханкута, но из-за неисправности гирокомпаса вернулась. Вечером 4 августа М-32 вышла в назначенный ей район, но в ходе патрулирования контакта с противником не было. 30 сентября подводная лодка была направлена к острову Фидониси, но через сорок два часа, после того как М-32 покинула Очамчири, она снова вернулась в базу из-за неисправности перископа. Подводной лодке требовался капитальный ремонт, но ее продолжали посылать на позиции. С 12 октября М-32 патрулировала район у мыса Бурнас. Днем 14 октября в районе Шаганы подводная лодка атаковала сопровождавший буксиры румынский миноносец «Zmey-l». Через минуту на подводной лодке услышали взрывы торпед, ударившихся о дно. Обнаружив присутствие подводной лодки, миноносец контратаковал. Район боя был мелководен (глубина не превышала 4 метра) поэтому от разрывов восемнадцати глубинных бомб миноносца на подводной лодке открылся верхний рубочный люк, в результате чего центральный пост наполовину был затоплен водой, повреждены перископ и шахта перископа, вышли из строя гирокомпас, магнитный компас, радиооборудование, трюмный насос и помпа, разбиты несколько баков аккумуляторных батарей. На поверхность всплыли, демаскируя место подводной лодки сигнальные флаги, бушлат и другие предметы. Корпус подводной лодки получил 465 вмятин, в цистернах III и V отсеков образовались трещины, через которые вода и соляр стали поступать в III, V и VI отсеки. Румыны, считая подводную лодку уничтоженной, не стали продолжать преследование. Весь следующий день подводная лодка потратила на ликвидацию повреждений и вечером начала движение в базу, ориентируясь по звездам. 600-мильный переход в условиях шестибалльного шторма подводная лодка завершила утром 20 октября, прибыв в Очамчири.
Осенью 1942 года подводную лодку выделили для переброски на Северный флот. 23 октября М-32 перешла в Поти для подготовки к перевозке по железной дороге. 15-17 ноября подводная лодка была погружена на железнодорожный транспортер и 3 декабря отправлена в Баку, куда прибыла через шесть суток. С 19 по 24 декабря М-32 спустили на воду на территории завода Закфедерации в Баку. В дальнейшем от плана переброски подводной лодки на Север отказались, но поскольку она нуждалась в капитальном ремонте после повреждений 14 октября, восстановительный ремонт решили провести в Горьком на заводе «Красное Сормово». Для этого, в начале февраля 1943 года, когда в Красноводске соорудили специальный доковый пирс, М-32 была отбуксирована туда из Баку и погружена на железнодорожный транспортер. 15 февраля подводная лодка убыла в Горький, уда прибыла в начале марта. 15 ноября, с окончанием ремонта, подводную лодку через Сталинград, Армавир и Баку привезли 30 ноября в Поти, где 31 декабря 1943 года М-32 снова вошла в состав Черноморского флота.
Утром 9 сентября 1944 года после двухгодичного перерыва М-32 была направлена на позицию в район Варны, но в связи окончанием Боевых действий на Черном море вскоре получила приказ о возвращении.
17 марта 1953 года подводная лодка М-32 исключена из состава ВМФ СССР в связи разоружением и сдачей на разборку.
Подводная лодка М-32 совершила 14 Боевых походов.


P.S. После увольнения в запас после окончания Великой Отечественной войны электрик подводной лодки М-32 Кижаев жил в Баку. Он сделал самостоятельно легковой автомобиль и ежегодно перед 9 мая выезжал на нем в Севастополь, по пути заезжая к моему отцу Н.М.Бойко и сослуживцам по М-32. В Севастополь они прибывали к Н.К.Пустовойтенко на празднование Дня Победы. В 1965 году отец взял меня с собой, и я воочию видел и слышал подводников М-32.
Встречи подводников с М-32 проводились ежегодно до конца 70-х годов. К этому времени уже не осталось в живых ни одного члена экипажа подводной лодки М-32. На встречу подводников с М-32 уже собирались родственники и жены. Руководила встречами жена помощника командира М-32 (имя и фамилию, к сожалению, не помню). Фото с последней встречи (как и все остальные фотографии хранились у сестры, проживающей в Донецкой области в г. Иловайске), на которой присутствовал отец, утеряны из-за проведения гражданской войны на Украине.






 


Неизвестный художник. Подводная лодка М-32.

 


Подводные лодки 2-й Бригады ПЛ ЧФ.
(слева вверху на ограждении рубки видно наименование подводной лодки М-32)

 

Схема проходов в Севастополь подводных лодок Черноморского флота.

 


Плакат времен Великой Отечественной войны.

 





Подводная лодка М-32 в ДОКе перед транспортировкой на Каспий.

Вывод установленной на железнодорожный транспортер ПЛ М-32 из плавучего ДОКа. Ноябрь 1942 года.

 


Пустовойтенко
Николай Куприянович.





Бойко
Николай Митрофанович.







 


 
  • +0.15 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!