Пожар в торговом центре "Зимняя вишня" в Кемерово
185,566 790
 

  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
05 апр 2018 23:10:19

Поборы и смерть: как система создала условия для пожара в Кемерово

новая дискуссия Статья  572

Поборы и смерть: как система создала условия для пожара в Кемерово
Александр Рубцов
в 2001–2007 годы координатор рабочей группы администрации президента по реформе техрегулирования
https://www.rbc.ru/o…5a45ea608f
В начале 2000-х в ходе реформы технического регулирования был шанс так сформулировать требования к безопасной эксплуатации зданий, чтобы они не противоречили друг другу и были бы исполнимы. Но он был упущен
Недостатки политической морали и качества регулирования взаимосвязаны: от замалчивания трагедии и до объяснения катастрофы отдельно взятыми нарушениями отдельно взятых под стражу лиц. Сейчас все, включая действительно виновных рангом чуть выше стрелочника, будут возмущаться и соболезновать, потом пожар в «Зимней вишне» сведут к эпизоду и кампании. Но сама система, в которой подобное неизбежно, не дрогнет, наоборот, попытается отыграть свое. Уже отыгрывает.
 
Симуляция ответа
 
Первая задача — минимизировать морально-политический ущерб. Пока президент на пожар не приехал, о факте его сочувствия сообщает пресс-секретарь, потом губернатор Тулеев, которому сверху, несмотря на занятость, лично велели «поклониться семьям погибших». Эта дистанция кажется неуместной, но в массовом подсознании образы лидера и беды не должны прямо соприкасаться, поэтому все технологично. Губернатор Тулеев тоже не приехал на пожар, чтобы кортеж, без которого он не может, никому не мешал, но это людям понять труднее, и он «за кортеж ответит».
 
Далее включаются седативные телеканалы. Их первые действия: умалчивая о десятках погибших, сообщают о считаных единицах госпитализированных и получивших помощь, мгновенно переходя к героическим действиям начальства, источающего заботу, компетентность и оперативность. Как в отчете об успешных учениях.
 
Задача-максимум — использовать беду не во вред себе. Уже стало рефреном: виной всему надзорные каникулы и установка «не кошмарить бизнес». Даже когда выясняется, что и в каникулы надзор по сигналу легко заходит на объект, и безрезультатные проверки недавно были, инцидент продолжают упорно выворачивать в пользу консервации неработающей системы.
 
Теперь будет широкозахватная проверка аналогов, как после пожара в «Хромой лошади». Сколько таких же гиблых объектов по стране будет обследовано без каких-либо последствий, кроме финансовых для проверяющих? Но эта же разложившаяся система будет требовать от государства лишь новых полномочий и средств.
 
Масштабы бедствия
 
Найти конкретных виновных — вообще не проблема. Но это ничего не решает: если сама система прямо и настоятельно располагает к нарушениям, они всегда будут. Особенно если она нарушениями питается и, по сути, ими живет.
 
Единый комплекс технического регулирования включает:
1) обязательное нормирование (ГОСТы, СНиП, СанПиН, правила безопасности),
2) допуск на рынок (лицензирование, сертификация, экспертиза, приемка),
3) государственный контроль и надзор.
 
Чтобы сократить нарушения, надо как минимум иметь в собранном, обозримом и исполнимом виде саму систему требований. Сейчас они разбросаны по десяткам и сотням тысяч нормативных документов, в изобилии содержащих нормы избыточные, взаимоисключающие, абсурдные и заведомо невыполнимые.
Собрать исчерпывающий перечень требований для условной «Зимней вишни», хотя бы только по эксплуатации объекта, сейчас не в состоянии даже доктор технических наук.
Надзор тем более в этом не помощник; наоборот, в его интересах держать массив норм в запутанном и непрозрачном состоянии.
Это не обвинение, а констатация: так устроена теневая и даже официальная экономика института контроля. Нельзя вовсе исключить наличие совести у регуляторов, но полагаться на чью-либо мораль, когда речь идет о жизни людей, вряд ли допустимо.
 
То же относится к допуску на рынок и надзору. По самому устройству системы это тоже бизнес на нарушениях.
В существующих схемах любой бессребреник выглядит скорее ненормальным, щелкающим клювом мимо потоков, мягко говоря, не вполне чистых денег.
Чтобы платить надзорам, тоже нужны двойная бухгалтерия, «восходящие потоки» и т.п. Цепочка тянется, делая «тень» и коррупцию системными и всепроникающими.
 
Нормативная модель
 
Еще в 2001 году государственный рэкет пытались сдержать оптимизацией проверок, приняв 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Возглавлявшего тогда Минэкономразвития Германа Грефа предупреждали, что голая процедура без наведения порядка в самом содержании контроля, то есть в нормах, ничего не решает. Типичная реакция проверяющих на одно только упоминание этого закона: «Еще слово, и все будет в два раза дороже». Поэтому в 2002 году появилась концепция законопроекта «О техническом регулировании». Предполагалось оптимизировать нормативную базу на единых принципах для всей экономики, будь то энергетика и транспорт, производство пива и лекарств, игрушек и ракет, электроники и лопат. Она объединяла нефтянку, металлургию, зрелища, торговые точки и космос, а также услуги, от родовспомогательных до ритуальных.
Нормы формировались в закрытые списки, единые для проверяемых и проверяющих, что исключало неясности и хождения с предъявлением все новых требований.
Разработчики реформы рассуждали так: система ГОСТов и прочих стандартов недостаточно различает требования по безопасности и качеству, нормы и способы их выполнения. Эта ее избыточность и неповоротливость исключает инновационный маневр. Поэтому обязательные требования по безопасности, как и в развитых странах, должны быть вынесены в технические регламенты, имеющие статус законов. Качество и способы исполнения остаются в добровольных стандартах. Количество и содержание обязательных норм минимизируется и приводится к реально исполнимому состоянию. Ведомственное нормотворчество отменяется. В разработке регламентов на равных с регуляторами участвуют представители независимого экспертного сообщества и бизнеса. На старте реформы энтузиазм был небывалый.
 
Понятно, как резко все это снизило бы доходы регуляторов и надзоров, их статус и самооценку. В итоге пул контрольно-надзорных ведомств (Госстандарт, Госстрой) вкупе с аффилированными структурами бизнеса (РСПП, карманные сообщества стройкомплекса) начал почти нескрываемую борьбу с новой политической линией.
 
Контрреформа
 
Перипетии и итоги этой борьбы — отдельная история. Но в свете трагедии в Кемерово на первый план выходит один из ключевых моментов: исключение из системы техрегулирования, а значит, и из реформы, вопросов обеспечения безопасности процессов — производства и эксплуатации. Такой демарш имел свои цели: например, резко возрастала роль Госстандарта, контролирующего в основном продукцию. Именно Госстандартом было придумано, что включение процессов в систему техрегулирования — системная ошибка реформы. В качестве аргумента было использовано определение техрегламента в документах ВТО, где речь действительно идет только о продукции. Хуже того, утверждалось, что за регламенты по безопасности процессов мы получим санкции ВТО.
 
Сторонники реформы объяснили, что суверенное государство — это не торговая организация, которой неважно, как вы производите продукт, а важно, чтобы он сам в итоге соответствовал бы требованиям. Система техрегулирования в России тоже изначально едина: требования к продукции и к процессам часто содержатся в одних и тех же документах, разрабатываются одними и теми же институтами, контролируются одними и теми же надзорами и даже инспекторами. Поэтому с идеей разделения продукции и процессов никто не рискнул даже сунуться в правительственную комиссию по техрегулированию. Там прекрасно понимали, что тогда придется принимать для процессов параллельный закон, писать параллельную программу разработки и финансирования регламентов, создавать еще одну точно такую же комиссию.
 
Но оказалось, что при правильной работе с аппаратом можно в обход комиссии зайти прямо к руководству администрации президента и правительства, технично изолировав тех, кто был в состоянии пояснить суть вопроса. Внушаемое руководство, минуя обязательные этапы и инстанции, тут же само велело «исправить» положение, поручив это Госстандарту. В итоге реформу угробили минимум наполовину, а ранее запланированный общий технический регламент с универсальными требованиями к безопасности процессов эксплуатации зданий и сооружений канул в Лету. Теперь все возмущаются диким поведением сотрудников «Зимней вишни» в критической ситуации, но не задаются вопросом, где можно обозреть этот читаемый свод требований, которые были так нагло нарушены. Многочасовые перегретые обсуждения апеллируют скорее к разуму и совести, то есть к категориям не юридическим, а потому практически бесполезны.
 
Конечно, если бы реформу довели до ума, взятки и халатность никуда бы не исчезли. Но нарушения, будь то ошибки при переделке кондитерской фабрики в торговый центр или закрытые пожарные выходы в кинотеатре, были бы нарушением не отдельных ведомственных стандартов, а конкретного федерального закона — общего технического регламента по безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Стимулы не нарушать были бы сильнее.
 
Худшее, что можно сделать, это сдать любую реформу тем, кто прямо заинтересован в ее провале по «жизненным» показаниям. Любой предприниматель на пальцах объяснит, что надзирающие — это последние, кто заинтересован в том, чтобы все требования были выполнены и недостатки разом устранены. Прокурорам и следователям помимо установления персонально виновных в конкретных случаях давно пора было заняться расследованием организационных и финансовых схем, обеспечивающих благоденствие регуляторов и надзоров.
 
Пока же после каждой трагедии проблема начинает обсуждаться с нуля, так, будто истории болезни нет вовсе. Будто реформы у нас можно проводить, не меняя в корне саму систему реформирования. Будто критические ситуации не имеют тенденции уже сейчас сгущаться по экспоненте, в том числе в самые неподходящие моменты.:

По сути и пастозными мазками, без отягчающих нюансов  верно все, ну кроме выгораживания Грефа. Ведь начал весь развал не он - "Гайдар", Лужков, Шойгу, продолжили -  министры Минэкономразвития Нечаев, Лобов, Шохин, Ясие, Уринсон, Шаповальянц, Греф, Набиуллина, Белоусов, Улюкаев, Елин. И продолжают г-ин премьер-министр Дима, Пучков, Мантуров, Мень... Орешкин, как ни странно.

А главная беда - СРО(генподрядчик) , негосударственные экспертизы,  СТУ (спецтехусловия  - по пожарной безопасности по Умозрительному РОП - т.н. "уникальных зданий" - любых, хоть  тех же ТЦ/ТРЦ))), передача правительством права МЧС назначать категорийность зданий и сооружений и соответсвенно проверок в 3;4;5;6;7; лет и т.д, и т.п.


Наверно, следует к статье добавить, что  "правовую основу технического регулирования (Минпром) составляют четыре Федеральных закона: «О пожарной безопасности»,«О техническом регулировании», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,


Карательный аспект заключается в принятии мер административного воздействия за нарушения требований пожарной безопасности, обнаруженные в ходе проведения проверки.
Остальные нормы обеспечения пожарной безопасности, содержащиеся в сводах правил, национальных стандартах, НПБ, ППБ и т.д. не могут носить обязательный характер (ч. 3 ст. 7 184-ФЗ 2002 года), т. е. носят рекомендательный характер и направлены на повышение защищенности объекта от пожара, снижение вероятности его возникновения.
Обязательными для исполнения являются нормы, содержащиеся в технических регламентах, независимо от того, чем принят Технический регламент — федеральным законом, постановлением Правительства или в особых случаях указом Президента, актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию или международным договором России.
В соответствии с указанными законами, все технические нормы обеспечения пожарной безопасности (требования пожарной безопасности) разделяются на две группы — нормы, являющиеся обязательными для исполнения и обеспечивающие минимально необходимый уровень защиты, и нормы, носящие рекомендательный характер.








Нормативным актом, устанавливающим ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП)...."..
Отредактировано: Андрей Неопалимый - 05 апр 2018 23:51:37
  • +0.19 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Maxsys ( Слушатель )
06 апр 2018 00:17:06

Лично Вам - Вы закопипастили и больше ничего. В России есть проблемы с пожарной безопасностью. Но они, проблемы, ничего общего не имеют с тем, что вы закопипастили.
  • +0.13 / 8
  • АУ
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
06 апр 2018 00:23:32

Бессмыслицу написали, это же в разделе "Новость", к тому же я дал свой комментарий, к тому же  матушке России -давно имеются  критические проблемы государственной системы регулирования и контроля

Коль нечем вам аргументировать, то подучитесь, почитайте, подготовьтесь...потом и излагайте, пустослов бездумный

Желаете не "копипасту" - см. архив...и ветку

Хотите "чепчики бросать"? - бросайте, но ими рот другим не затыкайте, а то.... это чревато:

123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений

1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения...

Пожарный риск подразумевает причинение вреда разной степени тяжести, вплоть до гибели.
Т.е. округленно 145 чел/год, а не 10 000 согласно статистике . И не пострадавших, а погибших  И многих из просто погибших -  неумышленно убиенных по сговору в корыстных целях (коррупция) по т.н. "халатности".  

Статья 293. Халатность 1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие ... Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,
... повлекшая смерть более одного (двух и более) лиц.
  1. При двух погибших или большем числе и применении ч.3 ст. 293 УК РФ продолжительность принудительных работ, также как запрет на работу по специальности, остаются неизменными по сравнению со второй частью, а период заключения под стражу может составить до семи лет.



Продолжите играть бравурный марш? туш? или ... излечитесь от фанатизма и включитесь в рутинную бесславную "работу над ошибками"? - без  митингов и мятежей, бунтов и революций?

ЗЫ Еще совет: простынки за собой сворачивайте (если не выделяете фрагменты), а то ведь место занимают  - а люди на смартфонах крутят, крутят...
  • +0.05 / 7
  • АУ
 
 
 
  Maxsys ( Слушатель )
06 апр 2018 01:39:23

За совет - спасибо! Не стыдно не знать - стыдно не хотеть знать.
Относительно регламента - ничего тут криминального нет. Так везде принято. Вопрос в другом. Готов осветить.
От Вас другой ответ - какая система была установлена в Кемерово?
Баталии можем перенести в личку.
Да, и не сочтите мой пост за резкость.
  • +0.15 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
06 апр 2018 01:57:48

- Простите - заучил, но все же я рекомендую вам прочитать ветку сначала, а то мы с вами тут начнем " в который раз" и "вновь о главном"Улыбающийся
- Вроде "болидовская", если вы о ней.
- Баталий более не будет, вы человек тактичный и разумный (я сгоряча, в привычке отбиваться...  вас ненароком за ура-патриота принял))) патриот, это прекрасно. а вот "ура" вместо подумать - плохо)))
- И вы меня  за резкость извиняйте, что тут попишешь, Интернет-общение вслепую)))
Выпивающий
А про системы я поинтересуюсь зав... уже сегодня )))
  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
06 апр 2018 15:13:49

ИСО «Орион» (НВП «Болид»)
https://bolid.ru/projects/iso-orion/
Приточно-вытяжные установки, общей производительностью более 250 тыс. м³/ч, - AirCut
https://aircutklima.…a-vishnya/
Головной офис Air Curtain Systems GmbH (Germany) в РФ
Чиллер Wesper ....
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
06 апр 2018 15:22:04



ИСО «Орион» (НВП «Болид»)
https://bolid.ru/projects/iso-orion/

Приточно-вытяжные установки, общей производительностью более 250 тыс, м³/ч,ООО «Аиркат Климатехник»/«AieCut» 
https://aircutklima.…a-vishnya/
Головной офис Air Curtain Systems GmbH (Germany) в РФ
Адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 18

Чиллер «Wesper....
https://aircutklima.…a-vishnya/
Головной офис Air Curtain Systems GmbH (Germany) в РФ
 
Негосударственная экспертиза ООО «А...
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  PERL ( Слушатель )
06 апр 2018 15:37:47
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
06 апр 2018 17:05:08

Вы в своем репертуаре... (((
 Я же писал, что распространение дыма (ОВ) скорее всего вызвано не отключившейся/не отключенной системой вентиляции;
Про чиллер вам писал, как "разделе" ветки " Откуда нахрен силовой?! СК все путает" - его там быть не может..." На что я  вам лично  предложил вариативно чиллер и даже "масляное" ТП . По СТУ с компенсацинными мероприятиями, хоть ядерный реактор... Теперь вы беситесь. что чиллер есть )))
Товарищ Прел, признаться вы мне надоели своим хамством - я больше отвечать на ваше тявканье не не стану. И просьбв не встревать вас в разговор - мне человек вопрос задал,и я ему ответил. Культуре подучитесь, особенно по части "Вежливость, такт, деликатность" и "Культура разговора". Ну, а пока "перлите" в другом месте., хам.
Прощайте 
  • +0.01 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  PERL ( Слушатель )
06 апр 2018 17:22:52
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
10 апр 2018 14:49:57

Цитата: PERL от 06.04.2018 18:22:52
любите вы писать не по теме и не разбираясь в теме. спамьте дальше. можете и маслянный ТП предлагать( а кому смогли предложить и вас не сразу послали в даль?) и еще массу дуростей, которые вы тут распространяете неуемно. Вы сами с своей глупостью спорите и очень не любите, когда на это обращают ваше и не ваше внимание. Вы просто неграмотный выскочка, если мягко сказать, совсем неграмотный.


Шпесиалистов гусскому не учат?  Пред тем, как из себя хотя бы полуграмотного человека, сначала изучите русское правописание... потом перелистать ППБ с ПУЭ и зарубить себе.. на том что выступает, что "масляный" пишется с с одним "н", пфофессионал хленов. (я бы не допустил бестактность, постоянно повторяющаяся  ошибка -вынуждает - вы либо прекратите корчить из себя спеца по трансам, либо учите неродной язык)

Если это не пубертатный гормональный вслск гормонов, то "клиника" определенно, причем психиатрическая и Статьи 128.1 и 130 УК РФ - Клевета. со   Ст. ук рф «Оскорбление личности». Т.к. опять вместо фактической аргументации лишь завистливое подзаборное флейм-флейм-флейм, флуд-флуд-флуд. И ни одного факта, даже ни одного выделенного в тексте предмета недовольства ((кроме истерики по поводу украинских земляков))) - зовсим з глузду зъихав, дежурный электрик? Я все свои констатации и гипотезы всегда, - намеренно, - подткреплял ссылками на пункты Указов и ПП, Градкодекс, Регламенты, ФЗ, ГОСТ, СНиП, СП, (Т)СН, (П/Н)ПБ, письма ... СанПин и даже ПУЭ.Улыбающийся И ни одной истерики от Перла, ни замечания хоть бы по одному  - зато хамских  делириев, причем безосновательных,  любой Диканьке на год хватит.
TATNEFT ARENA - 4 герметичных масляных трансформатора,  мощностью 1600 кВА каждый, стоят под непосредственно под одним из основных центральных входов/пути эвакуации (пандусом) в общественном здании с массовым пребыванием,- более 10000 человек, (TATNEFT ARENA, размещенные под лестницей центрального входа,: http://1.bp.blogspot…atneft.jpg
На верхних этажах "общественных" высоток, и в частности 40 -м одной из башен Делового центра М-С.
 СП 256: 
 6.4 В общественных зданиях разрешается размещать встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции (ТП), в том числе комплектные трансформаторные подстанции (КТП), при условии соблюдения требований [4](это ПУЭ), соответствующих санитарных и противопожарных норм, требований настоящего свода правил.
В спальных корпусах различных учреждений, в школьных и других учебных заведениях не допускается сооружение встроенных и пристроенных подстанций.
В жилых зданиях в исключительных случаях допускается размещение встроенных и пристроенных подстанций с применением сухих трансформаторов по согласованию с органами государственного надзора, при этом, в полном объеме должны быть выполнены санитарные требования по ограничению уровня шума и вибрации в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645 и действующими стандартами.
Давно уже по СТУ даже в жилых "маслёнки" разрешают размещать, правда через техэтаж. Опять открытие, агностик?
 
СП :31-110
5.8  На встроенных ТП и КТП следует устанавливать не более двух масляных или заполненных негорючим экологически безопасным жидким диэлектриком трансформаторов мощностью до  1000 кВ•А каждый. Число сухих трансформаторов не ограничивается, а мощность каждого из них св. 1000 кВ•А не рекомендуется.
5.9 Подстанции с масляными трансформаторами, как правило, должны размещаться на первом этаже или в цокольной части здания (выше уровня планировочной отметки земли). Двери камер трансформаторов должны располагаться на одном из фасадов здания
.
ПУЭ:
4.2.216.  При необходимости установки (масляных) трансформаторов внутри помещений выше второго этажа ... При размещении трансформаторов внутри помещений следует руководствоваться также 4.2.85.
Допускается установка в одной общей камере двух масляных трансформаторов с объемом масла до 3 т каждый, имеющих общее назначение, управление, защиту и рассматриваемых как один агрегат.
Там же есть мощностью 2500КВА и более

Вопрос с маслянными трансами внутри помещения исчерпан, думая. Тем паче, что там потребитель чиллер.  Во всяком случае, я отвечать вам больше никогда не буду. Даже на благодарность за ликбез.
Дъявол
 
 
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  PERL ( Слушатель )
11 апр 2018 14:11:56
ололл
  • -0.11 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  asgasg11 ( Слушатель )
07 апр 2018 16:06:11

Ребята, давайте градус снизим и подумаем, пусть про себя(имею в виду про себя подумать, осмыслить).
Не всегда первое впечатление правильное.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Андрей Неопалимый ( Слушатель )
10 апр 2018 14:52:54

почему вы ко мне одному обращаетесь в форме "ребята"? Кузнице Perl-ов не хотите продублировать ? 
К тому, попрошу ко мне так более не обращаться.. в силу хотя бы возраста.
  • -0.05 / 2
  • АУ