Не правда ли, странным и, по видимости, нелепым намерением кажется попытка составить Историю /парадигму согласно идее о том, каким должен бы быть мировой ход вещей, если бы он осуществлялся сообразно определенным разумным целям; кажется, что в соответстви и с таким замыслом мог бы появиться только Роман."
/И.Кант, "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане"/
Действительно, подлинно научное познание истории, в смысле точной реконструкции исторических событий, невозможно до тех пор, пока не будет создана чаемая Кантом фундаментальная теория. Заметим, что Кант связывает с появлением такой фундаментальной теории достижение человечеством зрелости -
всемирно-гражданского состояния. Причём на пути к этому идеалу должны произойти революции.
Ведь по Канту получается, что революция - это необходимое зло, которое необходимо пережить и преодолеть для достижения идеального состояния.
...Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". /Гёте. "Фауст"/
---------------------------------------------------------------------------
М оё мнение надо превращать старого Фауста в роман " нового Фауста", то есть в мастера, поселив его в порядке умозрительного эксперимента в подвал в дворике близ Томска
"А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик... об Истине" Для меня картина тоже начала складываться, когда в порядке развлечения я решил взглянуть на сказку Е.Шварца "Обыкновенное чудо", а затем и "Тень" как сюжеты, в которых действуют идеальные сущности, соответствующие большим историческим сообществам. Причём в обоих случаях, как и в "Фаусте", речь шла именно о науке.
В шварцевской "Тени" так и вовсе действует персонаж под именем
Ученый. И так получилось, что основные линии сказочного сюжета соответствуют перипетиям исторических событий России ХХ века, в которых научное сообщество играло не последнюю, а может быть и главную роль. Перечитав ещё раз "Фауста" и приглядевшись к картинам второй части трагедии, можно прийти к аналогичному выводу.
Речь здесь идёт об этапах развития научного сообщества: выход в свет, на политическую сцену, влияние на ход войн, выход на уровень масштабного преобразования природы. Последний, пятый акт, где Фауст увлечён изменением соотношения суши и морей, соответствует тезису Вернадского о превращении человечества, благодаря науке, в геологический фактор. Вторая часть "Фауста" - это последовательное увеличение влияния естественных наук на реальную жизнь государств и народов.
Начинается она с обустройства императорских дворцов и парков, устройства светских праздников с представлением химических фокусов и их последующим научным разоблачением. В этой связи образцом могут служить не только королевский Версаль, но и императорский Петергоф с его фонтанами и инженерией. Тогда же наука начинает видеть скрытые в земле "клады", а сами недра становятся новой основой экономики.
Наконец, делают первые шаги финансовые технологии, которые вскоре ввергнут европейские монархии в революционную пучину.
http://samlib.ru/r/romanow_r_r/mmix.shtml