Почему в Др. Руси все митрополиты были греками?
5,119 33
 

  Безыменский188 ( Слушатель )
02 май 2018 16:15:01

О домонгольских автокефальных полякках

новая дискуссия Дискуссия  150

Топикстартер продемонстрировал нам оригинальный вариант древнего, но эффективного демагогического приёма, известного в детских садах как "один дурак может задать столько вопросов, что не ответят и сто умных", и попытался заставить оппонентов оправдываться.

Факир был пиян и фокус не удался Эту тварь таки забанили (обычно разговаривать с забаненными - моветон, но в данном случае готов с удовольствием повторить своё мнение этому персонажу и в лицо), но зато он смог невольно нащупать тему, способную объединить совершенно непримиримые (как мне казалось) позиции.
В этой ветке я спокойно поставил несколько плюсов абсолютным антикоммунистам, и что удивительно, получил такие же плюсики от них.
Не готов делать никаких глобальных выводов, но считаю нужным этот факт отметить.

И хочу задать вопрос компетентным камрадам, убедительно отпинавшим здесь местного ТС:
насколько помню, в домонгольские времена ни чехов, ни поляков, приведенных в этой ветке нам, сиволапым, как пример несгибаемости перед тоталитарной Византией, в Европе вроде ещё не было как таковых. 
Литвины точно были, Ягайлу знаю. 
Я прав?
  
 
   
  • +0.01 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
02 май 2018 16:47:13

Так вопрос же растянут чуть ли не на пол тыщи лет (логично - страничкой в википедии желающий поспорить обыватель не отделается). Собственно на момент крещения и русские то ещё не оформились ни как нация, ни как государство. Польша сформировалась из княжеств где-то в X веке. Чехи примерно в то же время.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
  Безыменский188 ( Слушатель )
02 май 2018 18:13:46

Встречал (и в значительной мере разделяю) версию, что поляки как нация стали формироваться в рамках создания "санитарного барьера" между Россией и Западной Европой путем католизации славянских племен - по той же схеме, как спустя пару столетий создавали "щирых украинцев".
То есть где-то 400-500 лет назад. Это никак не Х век и никаких монголов.
Не историк ни разу, потому предметно поспорить на эту тему не могу, квалификации не хватит.
Но тема интересная, с хорошими аллюзиями на современность.  
  • 0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
  Свой ( Слушатель )
02 май 2018 19:21:20

Э-э-э...
Вообще-то – в 1569 году Улыбающийся

ЦитатаВ Польше иезуиты появились в 1564 году по приглашению кардинала Станислава Гозии. По признанию польских историков, вызовом их в Польшу кардинал Гозий положил новую эпоху религиозно-социальной жизни народов, населяющих Речь Посполитую. Не будь его, возможно, что Речь Посполитая избрала бы себе иной путь религиозно-политической жизни, более крепкий и надежный, чем тот, который положен был Гозием
В это время, пользуясь покровительством аристократии, постепенно укрепляется протестантизм (а именно кальвинизм, лютеранство и унитарианство). К примеру, Радзивиллы в своих гигантских владениях стали очень яро насаждать это новое и модное течение христианства среди горожан и крестьян, и даже католических ксендзов принуждали к переходу в кальвинизм. Николай Радзивилл Чёрный, канцлер Литовский и воевода Виленский, двоюродный брат супруги короля Сигизмунда Августа — Барбары Радзивилл, открыл в Несвиже и Бресте протестансткие типографии. В брестской, в частности, в 1563 г. впервые была напечатана Библия на польском языке, посвященная Сигизмунду II Августу(1548-1572 г. г.). Король состоял в личной переписке с Лютером, Кальвином и Меланхтоном, которые посвящали ему свои творения.

К 1560-м гг. для католиков ситуация в Литве складывалась катастрофически. Наиболее ярким показателем успехов протестантов был тот факт, что в кальвинизм переходили уже не только магнаты и шляхта, но даже римо-католическое духовенство. Особый скандал вызвал латинский епископ Киевский Николай Пац. Долгое время он проповедовал кальвинизм, оставаясь иерархом, а затем сложил сан, женился и стал светским вельможей — протестантом. В Жмудской католической епархии Литвы в результате проповеди Реформации осталось только 6 ксендзов. Впрочем и многие православные литовские дворяне перешли в протестантизм: князья Вишневецкие, магнаты Воловичи, Ходкевичи, Сапеги, Кишки и другие. Из 600 православных шляхетских семей Новогрудского воеводства, заселенного преимущественно русинами, после проповеди кальвинизма в Православии осталось только 16 фамилий.

Успех Реформации объясняется довольно просто: учение Кальвина с его республиканской политической моделью более чем традиционные конфессии, импонировало вольнодумному и анархистскому духу польско-литовской аристократии, склонной к утверждению олигархической формы правления.

2.  

Первый отряд «чёрной гвардии Папы» прибыл в Вильну всё в том же 1569 г. Интересно, что в знак смирения они хотели прибыть в столицу пешком. Но их покровитель виленский епископ Валериан Протасевич, опасаясь народного волнения, выслал навстречу им повозки и значительную охрану. Через год (1570) прибыло ещё 20 человек (в основном поляки). Бывшего в их числе некого Варшевицкого (примечательно, что он был уроженцем Варшавы(!)) назначили ректором иезуитской коллегии. Вскоре орден завладел лучшим в Вильне Свято-Янским костёлом.

Важное значение имело распространение сети учебных заведений Общества Иисуса — коллегий. Коллегия соединяет в себе монашеской дом и учебное учреждение. Как правило, это школа среднего уровня, в которой монахи-иезуиты работают в качестве преподавателей и ученых. Образцом для иезуитских коллегий стал Colegium Romanum, основанный в Риме в 1551 г. А Виленская коллегия с 1569 года постепенно превращается в важный центр обучения детей украинской и белорусской шляхты. Базовыми в получении образования были гуманитарные науки, за которыми шли философия и богословие. Тщательно соблюдаемый порядок изучения отдельных областей знаний хорошо воспринимался украинской школой, привыкшей к поочередному изучению Грамматики, Часослова, Псалтыря. Много времени посвящалось на выработку филологического чутья, хорошего стиля устной и письменной речи. Планомерность в образование добавляло повторение материала и активная заинтересованность учеников их собственным воспитанием. Иезуиты быстро осозав, сколь успешно можно использовать стремление шляхты к образованию в своих прозелитических целях. В самые короткие сроки орден развернул в Литве колоссальную деятельность.

Дети православных, поступившие в иезуитские коллегии, не принуждались открыто к перемене веры, но они попадали в совершенно чуждую Православию культурную среду, образованную католиками. Они легко приучались к западной культуре, которая, вероятно, производила на них большое впечатление, особенно на фоне сформировавшегося у православной западнорусской знати комплекса этнокультурной неполноценности. Таким образом, без всякого принуждения почти вся западнорусская аристократия уже к рубежу XVI-XVII веков в лице своего младшего поколения была обращена в католицизм. Даже знаменитый защитник Православия князь Константин Константинович Острожский совершил ту же самую ошибку, послав своих детей учиться в католических коллегиумах и университетах, откуда они вышли убежденными католиками (внучка князя Константина была уже столь фанатичной католичкой, что велела выкопать останки своего деда и крестить их по католическому обряду).

В миссионерской практике иезуиты использовали множество действенных способов пропаганды, причём одним из наиболее ярких средств следует назвать диспуты. Инициативу в этом направлении проявили поначалу протестанты (как показала история, очень даже зря).  Кальвинистские проповедники явились однажды в коллегиум к иезуитам и вызвали их на диспут. Он проходил в стенах коллегиума и закончился, в общем-то, ничем. Тогда иезуиты предложили состязаться открыто, перед лицом народа. Но в означенный день, когда на городской площади собралась толпа католиков и протестантов, лидеры последних не рискнули вступить в открытый спор с католиками. Иезуиты быстро сориентировались и, разделившись на группы, стали дискутировать между собой. Это было потрясающе эффектно: одни иезуиты защищали католицизм, другие — учение Кальвина, третьи — Лютера. Нашлись даже те, кто выступил с позиций Социна. Три дня продолжались эти споры на виленской площади, причем все выглядело на удивление правдоподобно, хотя, разумеется, всякий раз верх одерживали те, кто защищал устои католицизма. Настоящие протестанты были деморализованы таким поворотом событий. Значительная часть населения Вильны стала симпатизировать иезуитам.

Всего за одно поколение иезуиты настолько качественно засрали мозги русскому и литовскому населению тамошних земель, что они по сей день остаются самыми лютыми отморозками-католиками и расистами-русофобами. (Были еще и юдофобами, но при первой возможности вырезали всех евреев – два лимона людей, между прочим – полностью в ноль.)
Вот так и была изготовлена "польская нация"
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
02 май 2018 19:37:55

Да они после раскола и русских перекрестить пытались. Кольчужка коротка оказалась. Так что скорее всего просто на нас экспансия святой римской католической церкви на восток остановилась. Объяснение самодостаточное без конспирологии.
  • +0.01 / 1
  • АУ